Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Характер Ларисы

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

В этих словах, написанных И. С. Тургеневым Полине Виардо за год до европейских революционных событий 1848 г. и как бы подводящих итог целой исторической эпохе, связанной с развитием идей романтизма, отражается и та поэтизация промышленных, технических, научных свершений, которая окрасила собой последующую эпоху - вторую половину XIX в.

Во многом эта поэтизация, даже романтизация, распространялась и на достижения архитектуры, с которой современники связывали особые надежды, рассчитанные не только на художественные и технические успехи, но и на воплощение социальных преобразований. В этом отношении русская архитектура не только не была изолирована от более общих художественных и социальных процессов, как это долгое время считалось, но и отражала в наглядной специфической форме важнейшие оттенки общественной мысли, окрашивающие отдельные течения русской архитектуры и их восприятие современниками.
Можно сказать, что никогда до этого отношение к русской архитектуре не включало столь полярных точек зрения и столь полярных аспектов восприятия. Если в предшествующий период - эпоху русского классицизма - архитектурные взгляды при всей их сложности отражали единую картину стилевого развития, то теперь самая архитектура и ее восприятие как бы «расщепились».
Оговоримся сразу, что речь идет не о пресловутом «многостилье», которое впоследствии долгое время расценивалось как творческая беспринципность зодчих и давало основание говорить об отсутствии стилевой общности в архитектуре второй половины XIX в. Напротив, принимая «многостилье» как данность, как объективную примету стилевой общности эклектики и как основной творческий метод зодчих, следует отметить другое. Дело в том, что в русской архитектуре именно в эту эпоху обнаружилась своего рода двойственность в едином стилевом русле эклектики. Речь идет о «расщеплении» на общеевропейские и национальные течения - явлении, по существу не присущем ни одной из западноевропейских стран. Русская архитектура, до того без всяких оговорок и сомнений причислявшая себя к общему мощному потоку европейского классицизма и бывшая одним из его неотъемлемых, хотя и достаточно самобытных компонентов, вдруг оказалась, начиная с эпохи романтизма, как бы «между двух огней». Впервые более чем за целое столетие Россия вновь, но уже не спонтанно, а сознательно противопоставила свое новое зодчество западноевропейским современным образцам, хотя это противопоставление не было и не могло быть последовательным.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Орнаментально-ритмическая система

Исследователи говорят об этом периоде как об общеевропейском…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Архитектура художественного мира Екатерины Белокур

Как сказочная птица Феникс возрождается в каждом новом зрителе.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…