Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
В этих словах, написанных И. С. Тургеневым Полине Виардо за год до европейских революционных событий 1848 г. и как бы подводящих итог целой исторической эпохе, связанной с развитием идей романтизма, отражается и та поэтизация промышленных, технических, научных свершений, которая окрасила собой последующую эпоху - вторую половину XIX в.
Во многом эта поэтизация, даже романтизация, распространялась и на достижения архитектуры, с которой современники связывали особые надежды, рассчитанные не только на художественные и технические успехи, но и на воплощение социальных преобразований. В этом отношении русская архитектура не только не была изолирована от более общих художественных и социальных процессов, как это долгое время считалось, но и отражала в наглядной специфической форме важнейшие оттенки общественной мысли, окрашивающие отдельные течения русской архитектуры и их восприятие современниками.
Можно сказать, что никогда до этого отношение к русской архитектуре не включало столь полярных точек зрения и столь полярных аспектов восприятия. Если в предшествующий период - эпоху русского классицизма - архитектурные взгляды при всей их сложности отражали единую картину стилевого развития, то теперь самая архитектура и ее восприятие как бы «расщепились».
Оговоримся сразу, что речь идет не о пресловутом «многостилье», которое впоследствии долгое время расценивалось как творческая беспринципность зодчих и давало основание говорить об отсутствии стилевой общности в архитектуре второй половины XIX в. Напротив, принимая «многостилье» как данность, как объективную примету стилевой общности эклектики и как основной творческий метод зодчих, следует отметить другое. Дело в том, что в русской архитектуре именно в эту эпоху обнаружилась своего рода двойственность в едином стилевом русле эклектики. Речь идет о «расщеплении» на общеевропейские и национальные течения - явлении, по существу не присущем ни одной из западноевропейских стран. Русская архитектура, до того без всяких оговорок и сомнений причислявшая себя к общему мощному потоку европейского классицизма и бывшая одним из его неотъемлемых, хотя и достаточно самобытных компонентов, вдруг оказалась, начиная с эпохи романтизма, как бы «между двух огней». Впервые более чем за целое столетие Россия вновь, но уже не спонтанно, а сознательно противопоставила свое новое зодчество западноевропейским современным образцам, хотя это противопоставление не было и не могло быть последовательным.
← Женщины делятся у Островского не на «простонародных» и «интеллигентных», а на близких к его идеалу | Русская архитектура и западноевропейское зодчество. Петербург и Москва → |
---|