Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сложное положение «между двух огней»

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Одной из причин этого были сложность художественного мироощущения романтизма и тот плюрализм художественных средств, который лежал в его основе. Метод свободного выбора, «умного выбора», который предопределил художественные особенности эклектики, не позволял замыкаться в рамки одной эпохи, одной страны.

При всем стремлении следовать национальным образцам, отражающим особенности готики, барокко или ренессанса данной страны, существовали в эклектике и некие усредненные представления о «готике» вообще и «ренессансе» вообще, которые воплощались в общеевропейских образцах и не могли не коснуться и русского архитектурного опыта, благодаря его стадиальной общности с архитектурными поисками в разных странах Европы.
Сложное положение «между двух огней» при радикально несхожем с Западной Европой древнем зодчестве и почти полной синхронности в настоящем с общеевропейскими процессами в русской архитектуре второй половины XIX в. проявилось в сложном переплетении разных, внешне совершенно несхожих течений, которые, по существу, имели одну и ту же природу. Легче всего было бы связывать их истоки с полярными взглядами в художественном мироощущении западников и славянофилов, если бы при ближайшем рассмотрении разница в их архитектурных воззрениях оказалась не столь уж резкой.
Не анализируя здесь сложнейших идейных и художественных разногласий между этими крайними лагерями русского общества, которые так или иначе давали о себе знать до конца XIX в., следует отметить лишь, что по отношению к архитектуре их взгляды были достаточно опосредованными и касались скорее не существа дела, а более наглядных внешних примет, аналогичных повседневному ношению славянофилами русского платья (например, «мурмолки и простого русского зипуна»). Именно эти внешние приметы на первый взгляд делали более убедительными те аргументы за и против самобытного развития России, которые как бы наглядно материализовались в «русском стиле», - с одной стороны и в общеевропейских образцах архитектуры - с другой. Но на самом деле размышления о дальнейших путях развития России были всегда неотделимы от внимания к европейской культуре, что не могло не сказаться и на разностороннем восприятии славянофилами западноевропейского современного зодчества.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Поиски идеального духовного содержания

Противоречие романтизма между сущим и должным, отмечаемое многими…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…