Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Сложное положение «между двух огней»

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Одной из причин этого были сложность художественного мироощущения романтизма и тот плюрализм художественных средств, который лежал в его основе. Метод свободного выбора, «умного выбора», который предопределил художественные особенности эклектики, не позволял замыкаться в рамки одной эпохи, одной страны.

При всем стремлении следовать национальным образцам, отражающим особенности готики, барокко или ренессанса данной страны, существовали в эклектике и некие усредненные представления о «готике» вообще и «ренессансе» вообще, которые воплощались в общеевропейских образцах и не могли не коснуться и русского архитектурного опыта, благодаря его стадиальной общности с архитектурными поисками в разных странах Европы.
Сложное положение «между двух огней» при радикально несхожем с Западной Европой древнем зодчестве и почти полной синхронности в настоящем с общеевропейскими процессами в русской архитектуре второй половины XIX в. проявилось в сложном переплетении разных, внешне совершенно несхожих течений, которые, по существу, имели одну и ту же природу. Легче всего было бы связывать их истоки с полярными взглядами в художественном мироощущении западников и славянофилов, если бы при ближайшем рассмотрении разница в их архитектурных воззрениях оказалась не столь уж резкой.
Не анализируя здесь сложнейших идейных и художественных разногласий между этими крайними лагерями русского общества, которые так или иначе давали о себе знать до конца XIX в., следует отметить лишь, что по отношению к архитектуре их взгляды были достаточно опосредованными и касались скорее не существа дела, а более наглядных внешних примет, аналогичных повседневному ношению славянофилами русского платья (например, «мурмолки и простого русского зипуна»). Именно эти внешние приметы на первый взгляд делали более убедительными те аргументы за и против самобытного развития России, которые как бы наглядно материализовались в «русском стиле», - с одной стороны и в общеевропейских образцах архитектуры - с другой. Но на самом деле размышления о дальнейших путях развития России были всегда неотделимы от внимания к европейской культуре, что не могло не сказаться и на разностороннем восприятии славянофилами западноевропейского современного зодчества.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Действительность в оппозиции

Для музыканта европейской ориентации все это своего рода фольклор,…

Бытовое искусство

Фольклорное искусство является бытовым художеством; и совершенно…

Стимулы преобразований

Одним из стимулов преобразований в художественной сфере были…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…