Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Одной из причин этого были сложность художественного мироощущения романтизма и тот плюрализм художественных средств, который лежал в его основе. Метод свободного выбора, «умного выбора», который предопределил художественные особенности эклектики, не позволял замыкаться в рамки одной эпохи, одной страны.
При всем стремлении следовать национальным образцам, отражающим особенности готики, барокко или ренессанса данной страны, существовали в эклектике и некие усредненные представления о «готике» вообще и «ренессансе» вообще, которые воплощались в общеевропейских образцах и не могли не коснуться и русского архитектурного опыта, благодаря его стадиальной общности с архитектурными поисками в разных странах Европы.
Сложное положение «между двух огней» при радикально несхожем с Западной Европой древнем зодчестве и почти полной синхронности в настоящем с общеевропейскими процессами в русской архитектуре второй половины XIX в. проявилось в сложном переплетении разных, внешне совершенно несхожих течений, которые, по существу, имели одну и ту же природу. Легче всего было бы связывать их истоки с полярными взглядами в художественном мироощущении западников и славянофилов, если бы при ближайшем рассмотрении разница в их архитектурных воззрениях оказалась не столь уж резкой.
Не анализируя здесь сложнейших идейных и художественных разногласий между этими крайними лагерями русского общества, которые так или иначе давали о себе знать до конца XIX в., следует отметить лишь, что по отношению к архитектуре их взгляды были достаточно опосредованными и касались скорее не существа дела, а более наглядных внешних примет, аналогичных повседневному ношению славянофилами русского платья (например, «мурмолки и простого русского зипуна»). Именно эти внешние приметы на первый взгляд делали более убедительными те аргументы за и против самобытного развития России, которые как бы наглядно материализовались в «русском стиле», - с одной стороны и в общеевропейских образцах архитектуры - с другой. Но на самом деле размышления о дальнейших путях развития России были всегда неотделимы от внимания к европейской культуре, что не могло не сказаться и на разностороннем восприятии славянофилами западноевропейского современного зодчества.
← За и против самобытного развития России | Эпоха Средневековья → |
---|