Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Одним из наименее изученных аспектов в истории русской архитектуры второй половины XIX в. является вопрос о природе тех, иногда глубоко скрытых, связей с аналогичными процессами в западноевропейском зодчестве, которые не переставали интересовать участников и очевидцев этих процессов. Было бы слишком упрощенным сводить эти взаимоотношения лишь к аналогиям, взаимовлияниям или противопоставлениям.
Дело в том, что общеевропейские процессы в архитектуре нередко получали в русском зодчестве проявление, на первый взгляд не схожее с ними по внешним признакам. С другой стороны, общая картина художественной жизни эпохи была необычайно пестрой и сложной, отличалась той незавершенностью, которая всегда отличает периоды становления. Все это во многом обусловило ту противоречивость и зыбкость оценок, которые давали архитектуре современники, отражая более общие тенденции рассматриваемого времени.
«В критическое и переходное время, которое мы переживаем, все художественные или литературные произведения представляют, самое большее, индивидуальные мнения и чувства, лишь смутные и противоречивые размышления, лишь эклектизм их авторов; жизнь распылилась; теперь уже не существует мощного всеохватывающего движения, за исключением, может быть, промышленности, которая, если ее рассматривать с точки зрения нарастающего подчинения сил природы человеческому гению, может быть, сделается освободительницей, обновительницей человеческого рода. А потому, на мой взгляд, величайшие современные поэты - американцы, которые собираются прорыть Панамский перешеек и поговаривают о проведении электрического телеграфа через океан. Как только социальная революция совершится - да здравствует новая литература! До тех пор у нас будут лишь понсары и гюго или, самое большее, могучие, но мятущиеся и больные пророки, как Жорж Санд».
← Характер Ларисы | Сила характера Катерины → |
---|