Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Но еще более важным было другое, что вносила в роль Комиссаржевская своей музыкальностью, своей «певучестью». Говоря о «цыганской натуре» Ларисы, как правило, имели в виду, с одной стороны, таборный образ жизни, к которому-де должна была она привыкнуть, - открытый дом, не слишком строгие манеры, постоянное мужское общество; с другой - цыганщину в мещанском смысле, как пощипывание гитары да попевание чувствительных романсов.
Такой цыганщины, разумеется, в Комиссаржевской не было (как не было, впрочем, ее ни у одной из актрис, игравших эту роль, - тут они оказались куда тоньше критиков). В игре Комиссаржевской цыганское если и отзывалось, то совсем по-иному - как артистичность Ларисы, для которой гитара, пение - потребность ее музыкальной, одаренной натуры, как жажда красоты и поэзии, «по-цыгански» соединяющиеся для нее с вольной стихией любви и свободы. Те качества героини Островского, в которых прозаические 1870-е годы видели лишь «сентиментальность» и «чувствительность», в игре Комиссаржевской раскрылись как лиризм и поэтичность, как особый, возвышенный строй ее души. Сама же пьеса предстала как одно из наиболее поэтичных творений драматурга.
На образ Ларисы, безусловно, легла сильнейшая печать личности Комиссаржевской. Но, следует, вероятно, упомянуть и о литературном воздействии, о том «чужом голосе», что наложился на голос Островского в этой ее роли. Речь идет о Чехове. 1896 год - год рождения «Чайки». В жизни актрисы две ее исторические роли - Ларисы Огудаловой и Нины Заречной - разделены сроком в один месяц. В сопряжении этих ролей есть даже случайная символика - «Лариса» по-гречески означает «чайка». И в воспоминаниях о Комиссаржевской в «Бесприданнице» не раз мелькает этот образ.
← Образ Ларисы | Комиссаржевская начинала роль с момента осознания иллюзорности → |
---|