Автор: Михаил Олейников | Категория: Культура
За ними ощущаются более общие мотивы борьбы со всякой национальной или региональной ограниченностью, губительной для любой жизнеспособной культуры, с односторонностью любой, вовсе не обязательно европейской ориентации.
Мы остро ощущаем сейчас внутреннее многоязычие любой развивающейся культуры, принципиально не схватываемое традиционным академическим искусствознанием, которое по-прежнему стремится осмыслить все явления с одного, исключающего все прочие основания. Но теперь это уже невозможно. Фольклористика фольклоризирует теоретическое сознание, сообщая ему многоосновность и диалогичность, присущие современному диалектическому мышлению. Прежнее было верно до тех пор, пока жизнь не смела былые перегородки, пока она решительно не распахнула все и всяческие кулисы. Опустить занавес, чтобы вновь разыграть спектакль европейского теоретического искусствознания, уже невозможно. Сцена отныне не одна, и действующих лиц на ней много.
Искусство многообразно, но едино. И нет нужды доказывать, что художественное своеобразие фольклора может и должно быть осмыслено в плане общей теории искусства - в органической связи с целями и задачами построения единой и всеобъемлющей исторической поэтики.
← Предмет исследования фольклористов | Интеграция фольклористики → |
---|