Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Сила характера Катерины

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Как известно, многие отказывали Островскому в умении изображать жизнь интеллигентных слоев русского общества, в особенности обрисовывать фигуры «культурных» женщин. «Довольно напомнить вам, - заявлял в 1897 г. Вл. И. Немирович-Данченко, - что, написав около полсотни пьес, он не вывел ни одного женского образа того интеллигентного типа, который создала русская жизнь шестидесятых и семидесятых годов» .

Да, Островский действительно как бы прошел мимо волновавших общество вопросов женской эмансипации, женщины в народническом движении, в нигилизме. Островский обращается к вечным и общечеловеческим коллизиям, которые во все времена и у всех народов сопутствуют женской судьбе.
Но повествует он о русской женщине, которая живет, любит, страдает, гибнет в конкретных исторических обстоятельствах своего времени, обстоятельствах, которые драматург выписывает тщательно и правдиво. Внешне жизнь женщины у Островского замкнута рамками семьи (за исключением его особой театральной темы). Внутренняя же, душевная жизнь женщины находит свое наиболее полное выражение и раскрытие в любви. Здесь, в этой сфере, раскрываются в ней те качества, которые и составляют женский идеал Островского.
И тут для драматурга менее всего оказывается важной сословная принадлежность его героинь. Женщины делятся у Островского не на «простонародных» и «интеллигентных», а на близких к его идеалу и далеких от него. На одном полюсе - самобытные, самозабвенные в любви, наделенные оригинальной натурой и тонкой, отзывчивой душой, поэтичностью мировосприятия. Таковы и купчиха Катерина Кабанова и дворянка Лариса Огудалова. На другом полюсе - эгоизм и прозаичность, неразвитость чувств, душевная бедность и косность. И неважно - аристократка это Лидия Чебоксарова или дочь лавочника Лариса Епишкина. Островский всю жизнь пытался уловить нечто главное, изначально коренное в душе русской женщины, что пробивается сквозь такие понятия, как сословность, образованность, культурность.
На путях этих поисков Островский прикоснулся к одной из существенных проблем - его позднее творчество отразило подвижность, изменчивость представления о судьбе личности

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Пик собирательской деятельности

Движимые небезосновательной тревогой за судьбы фольклора в…

Мысли Н. З. Чавчавадзе

А это потребовало от них особых изысканий, уже выходящих за границы…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…