Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сила характера Катерины

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Как известно, многие отказывали Островскому в умении изображать жизнь интеллигентных слоев русского общества, в особенности обрисовывать фигуры «культурных» женщин. «Довольно напомнить вам, - заявлял в 1897 г. Вл. И. Немирович-Данченко, - что, написав около полсотни пьес, он не вывел ни одного женского образа того интеллигентного типа, который создала русская жизнь шестидесятых и семидесятых годов» .

Да, Островский действительно как бы прошел мимо волновавших общество вопросов женской эмансипации, женщины в народническом движении, в нигилизме. Островский обращается к вечным и общечеловеческим коллизиям, которые во все времена и у всех народов сопутствуют женской судьбе.
Но повествует он о русской женщине, которая живет, любит, страдает, гибнет в конкретных исторических обстоятельствах своего времени, обстоятельствах, которые драматург выписывает тщательно и правдиво. Внешне жизнь женщины у Островского замкнута рамками семьи (за исключением его особой театральной темы). Внутренняя же, душевная жизнь женщины находит свое наиболее полное выражение и раскрытие в любви. Здесь, в этой сфере, раскрываются в ней те качества, которые и составляют женский идеал Островского.
И тут для драматурга менее всего оказывается важной сословная принадлежность его героинь. Женщины делятся у Островского не на «простонародных» и «интеллигентных», а на близких к его идеалу и далеких от него. На одном полюсе - самобытные, самозабвенные в любви, наделенные оригинальной натурой и тонкой, отзывчивой душой, поэтичностью мировосприятия. Таковы и купчиха Катерина Кабанова и дворянка Лариса Огудалова. На другом полюсе - эгоизм и прозаичность, неразвитость чувств, душевная бедность и косность. И неважно - аристократка это Лидия Чебоксарова или дочь лавочника Лариса Епишкина. Островский всю жизнь пытался уловить нечто главное, изначально коренное в душе русской женщины, что пробивается сквозь такие понятия, как сословность, образованность, культурность.
На путях этих поисков Островский прикоснулся к одной из существенных проблем - его позднее творчество отразило подвижность, изменчивость представления о судьбе личности

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Стилевое единство

При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали,…

Боевая идеологическая направленность

Энергичный жест, фигура, полная движения, создают впечатление прямого…

Быстрый прогресс естественных наук

Однако подобные художественные заимствования не есть синтез искусств…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…