Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Как известно, многие отказывали Островскому в умении изображать жизнь интеллигентных слоев русского общества, в особенности обрисовывать фигуры «культурных» женщин. «Довольно напомнить вам, - заявлял в 1897 г. Вл. И. Немирович-Данченко, - что, написав около полсотни пьес, он не вывел ни одного женского образа того интеллигентного типа, который создала русская жизнь шестидесятых и семидесятых годов» .
Да, Островский действительно как бы прошел мимо волновавших общество вопросов женской эмансипации, женщины в народническом движении, в нигилизме. Островский обращается к вечным и общечеловеческим коллизиям, которые во все времена и у всех народов сопутствуют женской судьбе.
Но повествует он о русской женщине, которая живет, любит, страдает, гибнет в конкретных исторических обстоятельствах своего времени, обстоятельствах, которые драматург выписывает тщательно и правдиво. Внешне жизнь женщины у Островского замкнута рамками семьи (за исключением его особой театральной темы). Внутренняя же, душевная жизнь женщины находит свое наиболее полное выражение и раскрытие в любви. Здесь, в этой сфере, раскрываются в ней те качества, которые и составляют женский идеал Островского.
И тут для драматурга менее всего оказывается важной сословная принадлежность его героинь. Женщины делятся у Островского не на «простонародных» и «интеллигентных», а на близких к его идеалу и далеких от него. На одном полюсе - самобытные, самозабвенные в любви, наделенные оригинальной натурой и тонкой, отзывчивой душой, поэтичностью мировосприятия. Таковы и купчиха Катерина Кабанова и дворянка Лариса Огудалова. На другом полюсе - эгоизм и прозаичность, неразвитость чувств, душевная бедность и косность. И неважно - аристократка это Лидия Чебоксарова или дочь лавочника Лариса Епишкина. Островский всю жизнь пытался уловить нечто главное, изначально коренное в душе русской женщины, что пробивается сквозь такие понятия, как сословность, образованность, культурность.
На путях этих поисков Островский прикоснулся к одной из существенных проблем - его позднее творчество отразило подвижность, изменчивость представления о судьбе личности
← Русская архитектура и западноевропейское зодчество. Петербург и Москва | «Гроза» и «Бесприданница» → |
---|