Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Комиссаржевская была первой, сломавшей инерцию восприятия

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Действие «Бесприданницы» происходит на Волге. А с Волгой связаны все самые поэтичные пьесы Островского: стихотворная историческая хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода» и «Гроза».

Эти произведения родились под впечатлением литературной экспедиции, организованной Географическим обществом, которую Островский совершил весной и летом 1856 г., проехав по Волге от ее верховий до Нижнего Новгорода. В результате поездки был задуман цикл пьес, объединенных общим названием «Ночи на Волге». Осуществление этого замысла оборвалось в 1864 г. С тех пор более десятилетия фантазия автора не возвращалась к Волге. А обратившись к ней вновь, дала небывалый всплеск поэзии в пьесе о Ларисе Огудаловой, пьесе, пронизанной дыханием великой русской реки, на которой более двух десятилетий назад совершилась драма Катерины Кабановой.
Кажется, что именно течением Волги доносятся в «Бесприданницу» оттуда, из «Грозы», и поэзия, и дух вольной жизни, и мечта о свободе, и сама поэтичная и певучая женская душа. Волга соединяет «Бесприданницу» с «Грозой», Ларису с Катериной.
Характерно, что современники, так упорно искавшие прототипов и протосюжетов «Бесприданницы» по всем пьесам Островского, этой связи не заметили. Еще более характерно, что с течением времени, по мере того как происходила переоценка пьесы - выяснялся ее истинный смысл, открывалась ее поэтичность, ее масштабность, вырастала в своей значительности личность Ларисы, - происходило изменение и тех связей, среди которых, существует «Бесприданница» в драматургическом мире Островского. Некогда помещенная современниками рядом (ниже!) с «Бедной невестой», «Бесприданница» в конце концов вырвалась из ряда бытовых пьес в совсем иной ряд - пьес, поднимающихся над бытом до поэзии и символики, заняла законное место рядом и на равных с лучшим творением Островского - «Грозой».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Изменение культурологического подхода

Он изучается культурологией и описывается ее категориями, в то время…

Эволюция художественных форм

Авторы капитального труда по истории европейского искусствознания…

Творчество Л. Н. Толстого

Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…