Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Действие «Бесприданницы» происходит на Волге. А с Волгой связаны все самые поэтичные пьесы Островского: стихотворная историческая хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода» и «Гроза».
Эти произведения родились под впечатлением литературной экспедиции, организованной Географическим обществом, которую Островский совершил весной и летом 1856 г., проехав по Волге от ее верховий до Нижнего Новгорода. В результате поездки был задуман цикл пьес, объединенных общим названием «Ночи на Волге». Осуществление этого замысла оборвалось в 1864 г. С тех пор более десятилетия фантазия автора не возвращалась к Волге. А обратившись к ней вновь, дала небывалый всплеск поэзии в пьесе о Ларисе Огудаловой, пьесе, пронизанной дыханием великой русской реки, на которой более двух десятилетий назад совершилась драма Катерины Кабановой.
Кажется, что именно течением Волги доносятся в «Бесприданницу» оттуда, из «Грозы», и поэзия, и дух вольной жизни, и мечта о свободе, и сама поэтичная и певучая женская душа. Волга соединяет «Бесприданницу» с «Грозой», Ларису с Катериной.
Характерно, что современники, так упорно искавшие прототипов и протосюжетов «Бесприданницы» по всем пьесам Островского, этой связи не заметили. Еще более характерно, что с течением времени, по мере того как происходила переоценка пьесы - выяснялся ее истинный смысл, открывалась ее поэтичность, ее масштабность, вырастала в своей значительности личность Ларисы, - происходило изменение и тех связей, среди которых, существует «Бесприданница» в драматургическом мире Островского. Некогда помещенная современниками рядом (ниже!) с «Бедной невестой», «Бесприданница» в конце концов вырвалась из ряда бытовых пьес в совсем иной ряд - пьес, поднимающихся над бытом до поэзии и символики, заняла законное место рядом и на равных с лучшим творением Островского - «Грозой».
← Действие «Бесприданницы» | Наше восприятие искусства → |
---|