Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Комиссаржевская была первой, сломавшей инерцию восприятия

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Действие «Бесприданницы» происходит на Волге. А с Волгой связаны все самые поэтичные пьесы Островского: стихотворная историческая хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода» и «Гроза».

Эти произведения родились под впечатлением литературной экспедиции, организованной Географическим обществом, которую Островский совершил весной и летом 1856 г., проехав по Волге от ее верховий до Нижнего Новгорода. В результате поездки был задуман цикл пьес, объединенных общим названием «Ночи на Волге». Осуществление этого замысла оборвалось в 1864 г. С тех пор более десятилетия фантазия автора не возвращалась к Волге. А обратившись к ней вновь, дала небывалый всплеск поэзии в пьесе о Ларисе Огудаловой, пьесе, пронизанной дыханием великой русской реки, на которой более двух десятилетий назад совершилась драма Катерины Кабановой.
Кажется, что именно течением Волги доносятся в «Бесприданницу» оттуда, из «Грозы», и поэзия, и дух вольной жизни, и мечта о свободе, и сама поэтичная и певучая женская душа. Волга соединяет «Бесприданницу» с «Грозой», Ларису с Катериной.
Характерно, что современники, так упорно искавшие прототипов и протосюжетов «Бесприданницы» по всем пьесам Островского, этой связи не заметили. Еще более характерно, что с течением времени, по мере того как происходила переоценка пьесы - выяснялся ее истинный смысл, открывалась ее поэтичность, ее масштабность, вырастала в своей значительности личность Ларисы, - происходило изменение и тех связей, среди которых, существует «Бесприданница» в драматургическом мире Островского. Некогда помещенная современниками рядом (ниже!) с «Бедной невестой», «Бесприданница» в конце концов вырвалась из ряда бытовых пьес в совсем иной ряд - пьес, поднимающихся над бытом до поэзии и символики, заняла законное место рядом и на равных с лучшим творением Островского - «Грозой».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Европоцентризм и академическая теория музыки

Будучи европейской по происхождению, академическая теория музыки…

Заслуги Плеханова

Одним из следствий такого преувеличения явилось растворение…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…