Автор: Марина Мерц | Категория: Культура
Окажется, что мы не можем обойтись без понятия прекрасного. И совсем не позорно использовать это понятие, - говорит чуть ли не извиняясь Брехт, - однако неловкость остается. Потому что это настолько зыбкое, многозначное понятие, по-видимому целиком зависящее от вкуса, который, как известно, индивидуален, так что о нем не спорят.
Осмысление дифференцированных оценок фактических заслуг эстетики автономности (и собственно художественной практики веймарской классики) еще не получило должного места в теоретической литературе. Осложняется это тем, что автономно-эстетическая художественная ценность как понятие формировалась, отталкиваясь от рыночной ценности. И это означало в конце концов эстетическое отграничение от важных последствий процесса капиталистического обобществления, а именно от становления так называемой низкой литературы и искусства. Массовая литература, которая с помощью технико-репродуктивных возможностей, появившихся в распоряжении капиталистических издательств, возникла уже во второй половине XVIII в. и быстро развивалась в XIX в., в действительности вовсе не представляет собой сущностной противоположности искусству.
← Литературное многообразие | Оценка эпохальных процессов → |
---|