Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Единство интимных мотивов

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Хотя общественно-политические взгляды Герцена под влиянием времени меняются, он навсегда остается верен своим свободолюбивым революционным стремлениям и любви к своему народу, обобранному, угнетенному . Так же неизменна, судя по «Былому и думам», ненависть Герцена к врагам, терзающим народ, - крепостникам, чиновникам и жандармам. Бюрократия и полиция - две мишени, в которые глубже всего впиваются ядовитые стрелы его обличений.

Чиновники и полицейские, бюрократы и жандармы достойны друг друга. Они вершат беззаконие, грабят и душат, наводят страх, чтобы держать в рабском повиновении. Николай I во всей своей вопиющей посредственности особенно ненавистен Герцену, потому что воплощает в себе обе мертвящие общественные силы: бюрократ-жандарм на императорском троне.
Единство интимных мотивов, касающихся любви и дружбы, и грандиозных, ясно осмысленных обобщений по поводу прошлого, настоящего и будущего России и Европы определяются в «Былом и думы» прежде всего тем, что и сам повествователь, и близкие ему люди предстают перед нами на фоне истории, освещенные огнями бурных грандиозных событий, начиная с Отечественной войны и кончая польским восстанием 1863 года. Но истинная суть дела даже не в том, что Герцен воспринимал своих друзей и знакомых на фоне истории, - он видел в них, будь то Белинский, Огарев или Оуэн, исторических персонажей, действующих лиц истории, куда более значительных, чем какое-либо государственное лицо, занимающее официальный пост. Пройдя школу гегелевской философии, он чтил историю с ее закономерностями, но не допускал мысли, что человек лишь игрушка в руках внешних исторических сил. «„Фатализма" Герцен не допускал, не допускал, что личность должна быть орудием обстоятельств и событий» ", - писал Н. Шелгунов. В этом сознательном непризнании тиранической власти обстоятельств - источник герценовского оптимизма, который не изменял ему в самых трагических и, казалось бы, безысходных обстоятельствах. Поиски действенных решений в тупиковых ситуациях, на первый взгляд не имеющих выхода, - вот героический, порою скрытый, пафос «Былого и дум» и, следовательно, жизни Герцена, насыщенной драматическим противоборством романтической свободолюбивой личности, рвущейся на просторы истории, с препятствиями, которые ставят перед ней люди и обстоятельства, люди и страсти.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Становление и значение эстетического понятия искусства

Ни одна из отраслей искусствознания не в силах самостоятельно решить…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Революция в искусстве

Отвлечься, чтобы глубже осознать и объективнее охватить жизнь этого…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…