Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Единство интимных мотивов

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Хотя общественно-политические взгляды Герцена под влиянием времени меняются, он навсегда остается верен своим свободолюбивым революционным стремлениям и любви к своему народу, обобранному, угнетенному . Так же неизменна, судя по «Былому и думам», ненависть Герцена к врагам, терзающим народ, - крепостникам, чиновникам и жандармам. Бюрократия и полиция - две мишени, в которые глубже всего впиваются ядовитые стрелы его обличений.

Чиновники и полицейские, бюрократы и жандармы достойны друг друга. Они вершат беззаконие, грабят и душат, наводят страх, чтобы держать в рабском повиновении. Николай I во всей своей вопиющей посредственности особенно ненавистен Герцену, потому что воплощает в себе обе мертвящие общественные силы: бюрократ-жандарм на императорском троне.
Единство интимных мотивов, касающихся любви и дружбы, и грандиозных, ясно осмысленных обобщений по поводу прошлого, настоящего и будущего России и Европы определяются в «Былом и думы» прежде всего тем, что и сам повествователь, и близкие ему люди предстают перед нами на фоне истории, освещенные огнями бурных грандиозных событий, начиная с Отечественной войны и кончая польским восстанием 1863 года. Но истинная суть дела даже не в том, что Герцен воспринимал своих друзей и знакомых на фоне истории, - он видел в них, будь то Белинский, Огарев или Оуэн, исторических персонажей, действующих лиц истории, куда более значительных, чем какое-либо государственное лицо, занимающее официальный пост. Пройдя школу гегелевской философии, он чтил историю с ее закономерностями, но не допускал мысли, что человек лишь игрушка в руках внешних исторических сил. «„Фатализма" Герцен не допускал, не допускал, что личность должна быть орудием обстоятельств и событий» ", - писал Н. Шелгунов. В этом сознательном непризнании тиранической власти обстоятельств - источник герценовского оптимизма, который не изменял ему в самых трагических и, казалось бы, безысходных обстоятельствах. Поиски действенных решений в тупиковых ситуациях, на первый взгляд не имеющих выхода, - вот героический, порою скрытый, пафос «Былого и дум» и, следовательно, жизни Герцена, насыщенной драматическим противоборством романтической свободолюбивой личности, рвущейся на просторы истории, с препятствиями, которые ставят перед ней люди и обстоятельства, люди и страсти.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Опора искусствознания на марксистскую культурологию

Научное понимание аксиологического статуса культуры даст…

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Специфика художественного отражения

Уже в предреволюционные, а гораздо активнее в первые…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…