Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Второй удар

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Важно, что для Герцена историческими деятелями были не только Чаадаев, Гоголь, Белинский, Бакунин или Маццини, но и парижские блузники, сражающиеся на баррикадах, итальянские матросы, соратники отважного простолюдина Гарибальди.

Дважды жизнь Герцена пересекается широкой полосой исторического безвременья. Первый раз в России - в тридцатые годы, и в годы, когда усиливается николаевская реакция и резко падает уровень русского общества. «Николай на этот раз решился бесповоротно покончить со всяким умственным движением в России, и он вступил в открытую, беспощадную борьбу с мыслью, словом, знанием. Семь лет - настоящий период для испытания, по правилу Пифагора, - образованная Россия, с ядром на ногах, влачила жалкое существование в глубоком, унизительном, оскорбительном молчании, чувствуя, что ей недостает силы.. . то есть что ей недостает народа» .
Второй удар настигает Герцена на чужбине, после разгрома революции 1848 года. Этот удар был куда болезненнее, потому что убил надежды русского эмигранта на Запад и совпал с семейной драмой Герцена. На первый вызов истории, в России, «подмороженной» Николаем, «русские мальчики» ответили небывалой духовной активностью, удушливое политическое безвременье они превратили в эпоху культурного Возрождения. Двойную драму, общественную и личную, постигшую его, «западника», на Западе, Герцен изживает уединением, пропагандой, революционным делом, своими горестными и гневными публицистическими очерками, мемуарами, созданием вольной русской типографии, «Полярной звездой», «Колоколом». . .
В очерке, посвященном Москве и Петербургу, тридцатилетний Герцен остроумно рассуждает о деятельном, но поверхностном, официальном образе жизни, характерном для жителей российской столицы, и о самобытности просвещенных москвичей, людей оригинального склада ума, однако же погрязших в созерцательном ленивом приватном времяпрепровождении.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Архитектура образа

Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал…

Кульминационный момент фольклора

Приходится признать, что категория произведение искусства…

Основополагающее значение понимания сущности

Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…