Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Герцен был средоточием, «солнцем», как говорит один из современников, этого круга; увлеченный политикой, он оказался причастен ко всем областям общественной мысли, которые занимали его друзей, в каждой был глубоко осведомлен и горячо заинтересован.
Пройдя школу общения с московскими «университетскими умами» 1830-1840-х годов, он всю жизнь хранил неприязнь к мещанской прозаичной односторонности, к узости чересчур специальных занятий и политического доктринерства. Политика, лишенная эстетического элемента, казалась ему нравственно сомнительной. «Воспринимая революцию во всем ее многообразии, Герцен воспринимал ее и эстетически, а в эстетику умел вдохнуть революционный дух». В «Былом и думах» совершенно нераздельны публицистика и художественная проза, предшествующий опыт Герцена-беллетриста и Герцена-философа. Постоянные ассоциации, внезапные переходы от конкретного житейского сюжета или впечатления, от случайной дорожной встречи, воспоминания о старых друзьях к широко объемлющим, всегда блестящим размышлениям, от частного, наблюденного - к смелым остроумным обобщениям, уклонениям в сторону - все это позволяет мысли автора «Былого и дум» вольно, как бы беспорядочно ветвиться и воспарять. Иногда начало переходов и уклонений обозначается простодушным вводным словом: «вообще» или «кстати».
Интимные признания чередуются в «Былом и думах» с забавными или зловещими историческими анекдотами, добродушными и разоблачительными бытовыми картинами, восторженными и саркастическими характеристиками исторических лиц и событий. Повествование о прошлом чередуется с публицистикой, рассуждениями на общие темы - культурно-философские, политико-исторические - своего рода лирические отступления Герцена-мыслителя, прерывающие движение сюжета, как это происходит в «Евгении Онегине», любимом произведении молодого Герцена, от которого он был без ума, и в «Мертвых душах», оказавших на Герцена и его современников неизгладимое влияние. Дар рассказчика сочетается у автора «Былого и дум» с гениальной способностью рефлектировать.
← Интимные признания | Образ человека в книге а. И. Герцена «былое и думы» → |
---|