Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
В воспоминаниях Герцена рассказано, как упорно он вырабатывает свое революционное мировоззрение и как рано находит поприще, на котором может послужить народу. Как никто другой, он понимает, сколь мучительна и в какой мере оправдана исторической ситуацией драма мыслящих образованных русских людей, не нашедших для себя такого поприща.
С одной стороны, наверху, у них правительство, с которым они не хотят и не могут иметь ничего общего, а с другой - внизу, народ, еще не пробудившийся к сознательной общественно-исторической жизни. «Круг умственной деятельности того времени был вне правительства, совершенно отсталого, и вне народа, молчавшего в отчужденности, - он был в книге и аудитории, в теоретическом споре и в ученом кабинете» О «лишних» людях 1830-1840-х годов Герцен говорит не раз - их судьба была бы его собственной судьбой, если бы он не обладал литературным даром и не решил, чему посвятить свою жизнь. Один из главных мотивов «Былого и дум» - преодоление созерцательного отношения к жизни, выбор независимой деятельности, имеющей осознанный исторический смысл. «Бездействия Герцен не прощал никогда. В оценочной иерархии „Былого и дум" неспособные к действию персонажи - это отрицательные персонажи, обитатели „низменной сферы эмиграционных дрязг и мелочных расчетов"» - . Однако же бездействие русских «лишних» людей имело, по Герцену, действенный оппозиционный смысл, вырывая человека из тенет николаевской государственности, отстраняя от уготованной ему фиктивной, вредоносной деятельности в качестве чиновника, солдафона или жандарма.
Из трудных, драматических, порою, кажется, тупиковых состояний и ситуаций, которыми изобилует его жизнь, Герцен, как это видно по «Былому и думам», вырывается поступком, решительной, непрекращающейся деятельностью. По «Былому и думам» видно и другое: посвятив себя одной освободительной цели, Герцен остался чужд какой бы то ни было односторонности и фанатизма, его деятельная, целеустремленная жизнь часто меняет направление, его идеи развиваются и спорят одна с другой: в России он мечтает о Европе, на чужбине все острее чувствует связь с родиной, возлагая на нее надежды, в которых отказал ему Запад. Герцен никогда не двигался по какой-нибудь одной, узкой колее: студент-естественник, барич, литератор, беллетрист, он становится политическим борцом; создатель «Колокола», конспиратор - никогда не расстается с искусством и проживает жизнь разносторонне, не чуждаясь ее радостей и впечатлений.
← Москва и Петербург | Нравы москвичей и петербуржцев → |
---|