Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Герцен и его друзья

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Кажется, вся сила на стороне «настоящей», николаевской Руси. Но не зря же она получает у Герцена презрительное определение: «промежуточная среда».
Да, соотношение сил чудовищно, оскорбительно неравно. Но за русскими мальчиками, разбуженными к сознательной нравственной жизни декабристами, будущее, а николаевская Русь движется к неизбежному вырождению и краху.

«Тридцать лет тому назад Россия будущего существовала исключительно между несколькими мальчиками, только что вышедшими из детства, до того ничтожными и незаметными, что им было достаточно места между ступней самодержавных ботфорд и землей - а в них было наследие 14 декабря, наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси. Новая жизнь эта прозябала, как трава, пытающаяся расти на губах непростывшего кратера» .
Да, в 1840-е годы крепостническая николаевская Россия, торжествуя, победоносно застывает в своих самодержавных и бюрократических формах. Но для Герцена, вспоминающего свою молодость из лондонского далека, это десятилетие не было временем Николая. «Это было время Гоголя и Лермонтова, статей Белинского, чтений Грановского и молодых профессоров» .
«Былое и думы» проникнуты уверенностью, что личность, осознав свое предназначение, в состоянии противостоять власти деспота и тирании мизерных или угрюмых житейских обстоятельств. Действуя по своей воле, во имя поставленной перед собой благородной цели, отстаивая свое достоинство, приватный человек отвечает вызову истории и сам становится историческим персонажем. Можно увидеть во всем этом самонадеянный романтический индивидуализм дворянского революционера, молодого московского барина тридцатых годов, поклонника шиллеровских героев, современника мятежного лермонтовского Вадима и мочаловского Гамлета, а можно - исторический оптимизм революционного демократа, сотоварища Белинского. Для автора «Былого и дум» история России, сохранившаяся в его памяти в живых преданиях и картинах, воспринимается как часть собственной жизни, а личная судьба его самого и людей его круга оказывается в перекрещении важнейших исторических событий, происходящих в России и Европе. Герой-повествователь становится свидетелем исторических событий и сам стремится своей деятельностью воздействовать на историю своего народа.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Диалектика взаимосвязи видов искусств

Диалектика взаимосвязи видов искусств состоит в том, что любое…

Изменение культурологического подхода

Он изучается культурологией и описывается ее категориями, в то время…

Сознание или иной взгляд на жизнь

Тщательное наблюдение обнаружило гораздо более глубокое, нежели…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…