Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Герцен и его друзья

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Кажется, вся сила на стороне «настоящей», николаевской Руси. Но не зря же она получает у Герцена презрительное определение: «промежуточная среда».
Да, соотношение сил чудовищно, оскорбительно неравно. Но за русскими мальчиками, разбуженными к сознательной нравственной жизни декабристами, будущее, а николаевская Русь движется к неизбежному вырождению и краху.

«Тридцать лет тому назад Россия будущего существовала исключительно между несколькими мальчиками, только что вышедшими из детства, до того ничтожными и незаметными, что им было достаточно места между ступней самодержавных ботфорд и землей - а в них было наследие 14 декабря, наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси. Новая жизнь эта прозябала, как трава, пытающаяся расти на губах непростывшего кратера» .
Да, в 1840-е годы крепостническая николаевская Россия, торжествуя, победоносно застывает в своих самодержавных и бюрократических формах. Но для Герцена, вспоминающего свою молодость из лондонского далека, это десятилетие не было временем Николая. «Это было время Гоголя и Лермонтова, статей Белинского, чтений Грановского и молодых профессоров» .
«Былое и думы» проникнуты уверенностью, что личность, осознав свое предназначение, в состоянии противостоять власти деспота и тирании мизерных или угрюмых житейских обстоятельств. Действуя по своей воле, во имя поставленной перед собой благородной цели, отстаивая свое достоинство, приватный человек отвечает вызову истории и сам становится историческим персонажем. Можно увидеть во всем этом самонадеянный романтический индивидуализм дворянского революционера, молодого московского барина тридцатых годов, поклонника шиллеровских героев, современника мятежного лермонтовского Вадима и мочаловского Гамлета, а можно - исторический оптимизм революционного демократа, сотоварища Белинского. Для автора «Былого и дум» история России, сохранившаяся в его памяти в живых преданиях и картинах, воспринимается как часть собственной жизни, а личная судьба его самого и людей его круга оказывается в перекрещении важнейших исторических событий, происходящих в России и Европе. Герой-повествователь становится свидетелем исторических событий и сам стремится своей деятельностью воздействовать на историю своего народа.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Искусство монтажа

И, наоборот, такая театральная система, как японский театр Но,…

Акустический анализ и звуки

Какой бы из существующих сейчас методов анализа мы ни взяли, мы…

Страстный порыв к жизни

Разве не исказило бы оно своей сущности, если бы перестало быть…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…