Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Герцен находил оригинальных людей не только среди аристократов, заговорщиков или артистов, но и меж русских крепостных крестьян - он близко видел их в доме отца, в подмосковном имении, в ссылке; за освобождение крестьян он, по словам Ленина, встал горой. Он восторгался парижскими пролетариями, но терпеть не мог пошлых, самодовольных французских буржуа, европейское мещанство ему ненавистно так же, как раболепные грубые русские чиновники-мздоимцы.
«Былое и думы» пронизаны двумя героическими мотивами: они сменяют друг друга во времени. Там, где говорится о жизни в России, главный мотив - борьба за личную независимость и человеческое достоинство. Эта борьба начинается в доме отца, чтобы продолжиться на допросах, в ссылке - в провинциальной гнусной чиновничьей среде под властью губернатора-сатрапа, а потом в Москве, в Петербурге под присмотром III отделения.
За границей силы Герцена отданы борьбе за гласность. С мечтой о гласности он покидает родину, мечта о гласности приводит к созданию вольной русской типографии, «Полярной звезды», «Колокола» и «Былого и дум».
Вольное, гласное слово - цель, ради которой Герцен покидает отчизну, обрекая себя и свое семейство превратностям эмигрантской жизни. Он задыхается в николаевской России от невозможности свободно говорить и передвигаться - став неблагонадежным, Герцен не может ездить по своей воле и жить там, где ему хочется. Вечно над ним висит опасность насильственного перемещения, насильственного пригвождения к месту. За свободное движение политической мысли человек лишается свободы движения в пространстве. Для кипучей динамичной натуры Герцена, одержимого жаждой общественного действия и жаждой движения, эта двойная несвобода была мучительной.
← Вольное, гласное слово - цель | Верность клятве → |
---|