Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Былое и думы

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Герцен находил оригинальных людей не только среди аристократов, заговорщиков или артистов, но и меж русских крепостных крестьян - он близко видел их в доме отца, в подмосковном имении, в ссылке; за освобождение крестьян он, по словам Ленина, встал горой. Он восторгался парижскими пролетариями, но терпеть не мог пошлых, самодовольных французских буржуа, европейское мещанство ему ненавистно так же, как раболепные грубые русские чиновники-мздоимцы.

«Былое и думы» пронизаны двумя героическими мотивами: они сменяют друг друга во времени. Там, где говорится о жизни в России, главный мотив - борьба за личную независимость и человеческое достоинство. Эта борьба начинается в доме отца, чтобы продолжиться на допросах, в ссылке - в провинциальной гнусной чиновничьей среде под властью губернатора-сатрапа, а потом в Москве, в Петербурге под присмотром III отделения.
За границей силы Герцена отданы борьбе за гласность. С мечтой о гласности он покидает родину, мечта о гласности приводит к созданию вольной русской типографии, «Полярной звезды», «Колокола» и «Былого и дум».
Вольное, гласное слово - цель, ради которой Герцен покидает отчизну, обрекая себя и свое семейство превратностям эмигрантской жизни. Он задыхается в николаевской России от невозможности свободно говорить и передвигаться - став неблагонадежным, Герцен не может ездить по своей воле и жить там, где ему хочется. Вечно над ним висит опасность насильственного перемещения, насильственного пригвождения к месту. За свободное движение политической мысли человек лишается свободы движения в пространстве. Для кипучей динамичной натуры Герцена, одержимого жаждой общественного действия и жаждой движения, эта двойная несвобода была мучительной.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Музыкальный фольклор и традиционно-академическое творчество

Разумеется, авторитет композиторов-профессионалов достаточно высок в…

Светоносные равнины

Специфический колорит локальных, широких живописных масс порождает…

Архитектура образа

Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…