Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Образ бытия природы

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Образа бытия природы нет и в мире Додона. Два музыкальных пейзажа в «Золотом петушке» (мрачное ущелье смерти в начале II действия, где все «тихо, безмолвно и зловеще», и наступление темно-свинцовой тучи на царство Додона в начале III акта, где «воздух насыщен предчувствиями страшной грозы») сходны между собой и новы у композитора.

Они представляют не образ природы, а ее отношение к чуждому ей миру Додонова царства. Природа враждебна этому порочному миру, повернута к нему зловещим ликом и выступает как грозное предзнаменование, которое вследствие своей духовной слепоты не воспринимает незадачливый, но грозный царь - «отец „дурацкого" народа». Поэтому в пейзажах «Золотого петушка», создающих мрачную атмосферу чего-то неотвратимо надвигающегося, преобладает сгущенно-эмоциональная доминанта, что выделено и в приведенных авторских ремарках, необычных для Римского-Корсакова, и указывает на новую трактовку музыкального пейзажа и образа природы в последней опере композитора. Ценностным камертоном мира Додона становится и образ птицы в клетке - символ несвободы и замкнутого, ограниченного пространства этого искаженного, деформированного мира. Даже солнце, заглавный образ в поэтике композитора, не сияет в царстве Додона, а «пробралось в палату яркими полосами света в пыльном воздухе и играет на изразцовом полу, отчего остальная часть кажется немного сумрачной», т. е. светит лишь для того, чтобы изобличить «пыльный воздух» в государстве и ярко оттенить царящий в нем сумрак.
Так природа в операх Римского-Корсакова приобретает огромное духовно-нравственное значение, наполняется глубоким философским и социальным смыслом и выполняет важнейшую роль в создаваемой им художественной картине мира. Представляя большой мир космоса, выступая критерием истинности и совершенства мира людей и духовного содержания человека, получая сквозное развитие и связывая все драматургические пласты, именно образы природы обеспечивают в наибольшей мере трактовку мира как целого, делают целостной его многоуровневую картину мира и взаимодействующими все ее содержательно-функциональные компоненты.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Поперек научного знания

Иное дело, когда речь должна идти о действительно нерасчленимом,…

Художник и зритель

Да и все другие виды искусств отражали настроение эпохи, которое в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…