Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Образ бытия природы

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Образа бытия природы нет и в мире Додона. Два музыкальных пейзажа в «Золотом петушке» (мрачное ущелье смерти в начале II действия, где все «тихо, безмолвно и зловеще», и наступление темно-свинцовой тучи на царство Додона в начале III акта, где «воздух насыщен предчувствиями страшной грозы») сходны между собой и новы у композитора.

Они представляют не образ природы, а ее отношение к чуждому ей миру Додонова царства. Природа враждебна этому порочному миру, повернута к нему зловещим ликом и выступает как грозное предзнаменование, которое вследствие своей духовной слепоты не воспринимает незадачливый, но грозный царь - «отец „дурацкого" народа». Поэтому в пейзажах «Золотого петушка», создающих мрачную атмосферу чего-то неотвратимо надвигающегося, преобладает сгущенно-эмоциональная доминанта, что выделено и в приведенных авторских ремарках, необычных для Римского-Корсакова, и указывает на новую трактовку музыкального пейзажа и образа природы в последней опере композитора. Ценностным камертоном мира Додона становится и образ птицы в клетке - символ несвободы и замкнутого, ограниченного пространства этого искаженного, деформированного мира. Даже солнце, заглавный образ в поэтике композитора, не сияет в царстве Додона, а «пробралось в палату яркими полосами света в пыльном воздухе и играет на изразцовом полу, отчего остальная часть кажется немного сумрачной», т. е. светит лишь для того, чтобы изобличить «пыльный воздух» в государстве и ярко оттенить царящий в нем сумрак.
Так природа в операх Римского-Корсакова приобретает огромное духовно-нравственное значение, наполняется глубоким философским и социальным смыслом и выполняет важнейшую роль в создаваемой им художественной картине мира. Представляя большой мир космоса, выступая критерием истинности и совершенства мира людей и духовного содержания человека, получая сквозное развитие и связывая все драматургические пласты, именно образы природы обеспечивают в наибольшей мере трактовку мира как целого, делают целостной его многоуровневую картину мира и взаимодействующими все ее содержательно-функциональные компоненты.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Ориентация на художественное произведение

Новым и программным было выделение прекрасного и художественного из…

Дискредитация культуротворческих возможностей

Дискредитация культуротворческих возможностей науки и техники…

Универсальный мир искусства

Художник творит «страну идеала», универсальный мир искусства,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…