Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
В эмиграции Герцену не раз пришлось спасаться - от запутанных трагических семейных обстоятельств, одиночества, превратностей политической борьбы, тоски по родине, от самого себя. На чужбине он узнал бремя эмигрантской свободы, как до того на родине - бремя бесправия.
Герцен отстаивает свою внутреннюю свободу - свою честь - с отроческих лет до старости. Не раз его подстерегают опасные, чреватые унижением ситуации, он выходит из них достойно, хотя порою и с невосполнимыми утратами. В детстве Герцен узнает, что он незаконнорожденный (это укрепляет его чувство независимости в доме капризного, самовластного вельможи отца); молодым человеком он попадает под следствие, которое ведут безжалостные коварные тюремщики, пробующие его совратить и запятнать; в вятской ссылке оказывается под властью мстительного сатрапа; в эмиграции узнает, что такое клевета политических недругов и одиночество честного, мужественного политического борца; после того, как он стал на сторону восставших поляков, от него - мы всегда помним об этом - отвернулись его почитатели в России. Запутанная, мучительная ситуация, требующая крайних и милосердных решений подстерегает его в собственной семье. Как и в общественном деле, в делах чести он, революционер, признает одно средство - гласность.
Герцен уезжает за границу внутренне свободным человеком, мечтая обличить николаевскую монархию, предать гласности все, о чем на родине нельзя говорить публично. «Былое и думы» обращены к соотечественникам, поэтому в своих воспоминаниях Герцен рассказывает о том, что случилось с ним, чему он был очевидец не только на родине, но и на чужбине; думы, которые поведал русский эмигрант своим читателям, касаются судеб России и Европы.
← О духовной драме Герцена | Вольное, гласное слово - цель → |
---|