Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Восхищаясь красотой народной жизни, явленной в ее обрядовых формах, увлекаясь поэзией народного быта, Римский-Корсаков одновременно постигает в нем закономерности народного бытия и мышления и заключенный в них общечеловеческий смысл.
Такое философско-эстетическое освоение фольклора, внимание к нерасчлененной цельности народного бытия в его единстве с бытием природы открывало и новые горизонты в трактовке извечной для русского искусства темы народа: не как героя социальной и исторической трагедии, а как творца и носителя национальной культуры в ее целостном - историко-социальном, нравственно-духовном и художественно-эстетическом значении. В таком понимании темы народа у Римского-Корсакова выявилась и новая художественная интерпретация эпического - не через богатырство и бунтарство, а через устойчивые факторы бытия народа как созидательные силы культуры, сохраняющие и передающие национальный культурный опыт и осуществляющие историческую связь времен в противовес разрушительным тенденциям современности.
Помимо этого, тема народа в такой трактовке уже перерастает в тему России - всеобъемлющую и целостную тему России, которая сложилась и начала главенствовать в русском искусстве и философской мысли к концу XIX в. Глубоко закономерно, что именно в данное время рождается грандиозная философская концепция Вл. Соловьева - концепция всеединства мира, центром которого мыслится Россия, а залогом достижения будущего совершенного общества - нравственное совершенствование человека. В музыке этот путь от темы народа к теме России ярко представлен соотношением и творческой преемственностью двух великих новаторов и мыслителей - Мусоргского и Римского-Корсакова.
← Восхищаясь красотой народной жизни | Народные обряды и музыкальные пейзажи → |
---|