Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Впечатления внешнего мира, до которых он всегда был так жаден, и общественная борьба, которой он был так горячо предан, не дали ему замкнуться в кругу утрат и разочарований. «Былое и думы» - это книга нравственного возрождения и книга возвращения - возвращения к жизни, к общественной борьбе, возвращения на родину, в Россию, через литературную исповедь и воспоминания о недавнем и далеком прошлом.
Да, Герцена занимает все: литература, философия, история, театр, политика, дружба, любовь, супружеские отношения, воспитание детей, польский вопрос, отношения с вождями революционной эмиграции, уличная, публичная жизнь разных столиц Европы. Его портреты европейских народов так же проницательны, как портреты бесчисленного числа людей, встретившихся ему на жизненном пути. Но вот главное: широта умственных интересов соответствует широте его души и таланта. Он был - об этом тоже прекрасно можно судить по его воспоминаниям - гармонической личностью и вместе с тем человеком, обуреваемым страстями; и в этом отношении Герцен напоминает нам Пушкина.
С аристократов XVIII в. начинается галерея лиц, проходящих перед читателем «Былого и дум». Кончается она разночинцами, нигилистами-шестидесятниками, современниками молодых героев Тургенева и Достоевского. Рассказано о событиях, которые происходили во Франции, Италии, Швейцарии и Англии, о многих выдающихся людях; Герцен сближается с ними на Западе так же быстро, как в России - Москве, Петербурге или Вятке. В «Былом и думах» соблюдена пушкинская гармония между интересом повествователя к внешним впечатлениям жизни и к собственному душевному миру. Герцен никогда не забывает о своей внутренней душевной жизни, но и не погружается в нее чрезмерно.
← Впечатления внешнего мира | Своеобразный лиризм Герцена → |
---|