Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Итак, народные обряды и музыкальные пейзажи в произведениях Римского-Корсакова представляют образы бытия народа и бытия природы в их неразрывной связи и в отношении к человеку и образуют фундаментальные опоры его художественной картины мира как целого.
Именно они обеспечивают устойчивость и целостность творимого им образа мира в эпоху, когда силы исторического, социального и нравственного хаоса становятся все мощнее. Они же раскрывают мифологические черты мышления композитора «коллективными судьбами» и «космическими масштабами», «сущностными законами социального и природного космоса». В этом свете объективность, о которой так часто говорят, характеризуя стиль Римского-Корсакова, не выглядит как его беспристрастность и ученая холодность (напротив, он был очень впечатлителен, тонок, поэтичен и даже восторжен в восприятии мира и его художественном воссоздании). Объективность Римского-Корсакова - в направленности его сознания на постижение и художественное претворение сущностных объективных законов мироздания, бытия народа и природы, глобальной онтологической связи человечества и природы и человека как фокуса отношений с миром как целым. Важно то, что, имея предпосылки такого мышления в природе своей индивидуальности, композитор пришел к нему через проникновение в мир родного фольклора, знание разных жанров которого у него было глубоким и органичным. Но именно изучение обрядового фольклора, выявившееся как его наиболее сильное пристрастие, давало композитору всестороннее проникновение в социальный, нравственный и эстетический мир народа, понимание нерасторжимой связи человека и природы как основы народного образа жизни и миропонимания, выраженного в древнем языческом пантеизме.
← Человек как фокуса отношений | Образ бытия природы → |
---|