Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Н. Шелгунов

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Вслед за декабристами он - вместе с друзьями - бросил вызов самодержавному деспотизму, господствующему в России общественному строю, взявшись ни много ни мало переломить ход русской истории. Сюжет «Былого и дум» вырастает как бы сам собой из противоборства героя воспоминаний и людей его круга с подавляющими личность общественными условиями.

Это противоборство для Герцена началось еще в отчем доме, подавленном деспотизмом главы семьи, брюзгливого вельможи XVIII в., чтобы продолжиться в тюрьме и ссылке, в комнатных словесных баталиях, литературной борьбе на страницах русских журналов...
Для того чтобы умственные занятия узкого круга молодых людей, среди которых Герцен формировался как личность, приобрели исторические освободительное значение, - такое же, как вооруженное восстание декабристов, - нужна была особая общественная атмосфера. Эта атмосфера не только окружает Герцена и людей его круга - они ее создают.
Герцен и его друзья осознают себя деятелями истории и ставят перед собой исторические цели, самостоятельно осознанные и выбранные. Они вступают в поединок с властью и формируют влиятельное общественное мнение - в противовес мнению света. В эпоху «Колокола» Герцен становится властителем дум передовых русских людей, с ним вынуждена считаться, его разоблачений боится официальная реакционная, крепостническая Россия.
О 1840-х годах в «Былом и думах» сказано: «Вообще Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни. Появление замечательной книги составляло событие; критики и антикритики читались и комментировались с тем вниманием, с которым, бывало, в Англии или во Франции следили за парламентскими прениями. Подавленность всех других сфер человеческой деятельности бросала образованную часть общества в книжный мир, и в нем одном действительно совершался, глухо и полусловами, протест против николаевского гнета, тот протест, который мы услышали открытее и громче на другой день после его смерти».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Общинный образ жизни

Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на…

Языческий обряд

Может быть, именно здесь с максимальной заостренностью выявляется…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…