Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Верность клятве

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Да, главное в натуре Герцена, дворянского революционера, - естественное гордое ощущение себя действующим лицом истории, возникшее под впечатлением семейных преданий о горящей, но непокорившейся Москве, городе, который он любил так же горячо, как Пушкин и Лермонтов, под влиянием восстания и казни декабристов, ознаменовавших его нравственное побуждение. Герцен всегда помнил, кому он и его круг обязаны своим нравственным пробуждением и своей энергией, которой хватило до конца жизни.

«Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости, ненависть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность переворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил». Это осознание своего исторического предназначения само по себе было вызовом николаевскому режиму, тем более что оно окрепло в душе подростка, потом - юноши, студента-естественника, начинающего литератора, словом, приватного лица - не офицера, не сановника. В империи Николая I человеку предназначена была роль послушного исполнителя монаршей, начальственной воли. И ценился он тем выше, чем более стертой была его индивидуальность. Так что даже те, у кого она была, вступая в службу, старались доказать, что ее у них нет. Вот почему Пушкин не мог перенести своего камер-юнкерства. Вот почему Герцен - об этом всегда говорят исследователи его жизни и творчества - так восхищается людьми яркой, пусть даже эксцентричной, гротескной индивидуальности, так тянется к ним, убежденный, что оригинальная личность - это живое проявление оппозиции царской и мещанской деспотии. Вот почему «Былое и думы» - драгоценная коллекция портретов выдающихся людей, не случайно попадавшихся Герцену на жизненном пути; он отличал их, любовался ими и запечатлел их облик для потомков - от Чаадаева и Михаила Орлова до Маццини, Ворцеля и Кошута.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Описание, анализ, эксперимент

Не менее важным является определение методологического статуса…

Категории психических процессов

Подавляющее большинство исследователей на этот вопрос отвечают…

Человеческий труд

С точки зрения причинно-следственной связи искусство празднично…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…