Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Никто с такой потрясающей силой не раскрыл всю глубину социальной трагедии народа и не размышлял о нем как о великом историческом деятеле, как гениальный реалист и психолог Мусоргский, используя для этого «свой» пласт фольклора - жанр плача-причитания, выразивший трагические стороны народной жизни, а в эпоху Мусоргского с наибольшей силой наполнившийся социальной проблематикой - мотивами социального неравенства, угнетения, крестьянской доли Горя-Злосчастия и др.
И никто так многогранно, как Римский-Корсаков, не представил в музыке целостный образ России, который раскрывается им и через нравственную красоту народа, его души - так, как она выразилась в песне, обряде, былине, сказании, - ив одухотворенной красоте ее природы, предстающей у него как универсальная среда обитания человека и одновременно как родная и духовно близкая, национально-русская - васнецовская и левитановская, врубелевская и нестеровская; в гармоничной упорядоченности и эстетизме народного быта - ив неизбывности ее бытия; в глубинной самобытности национального характера в его психологическом пространстве от Февронии до поистине героя Достоевского Гришки Кутерьмы - ив богатстве и своеобразии ее сказочного мира, сияющего радужными красками чудес и исполненного едкой сатиры, а также во множестве других ее ликов, сливающихся в художественно цельный и узнаваемый образ корсаковской России. А образы бытия, воплощенные во вдохновенных музыкальных пейзажах и сценах народных обрядов, в сочинениях композитора,способствуют при этом созданию масштабной, широкоохватной художественной картины мира, как раскрывающей многоплановый образ России, так и выходящей к общечеловеческим горизонтам.
← Образ человека в книге а. И. Герцена «былое и думы» | Человек как фокуса отношений → |
---|