Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Нравы москвичей и петербуржцев

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

«В Москве мертвая тишина; люди систематически ничего не делают, а только живут и отдыхают перед трудом. .. В Петербурге вечный стук суеты суетствий, и все до такой степени заняты, что даже не живут. Деятельность Петербурга бессмысленна, но привычка деятельности - вещь великая.

В Москве есть люди глубоких убеждений, но они сидят сложа руки; в Москве есть круги литературные, бескорыстно проводящие время в том, чтобы всякий день доказывать друг другу какую-нибудь полезную мысль, например, что Запад гниет, а Русь цветет».
Проблема заключалась, конечно же, не только в нравах москвичей и петербуржцев, как они виделись молодому западнику, не в восточной самоуглубленности первых и привычной европейской деловитости вторых; молодой Герцен раздумывает о возможности действенного противостояния свободомыслящих людей деспотическому строю, в котором правят хлопотливые бюрократы и жандармы. Речь шла о необходимости преодолеть гамлетовский период распадения духа и покинуть позицию созерцательного отношения к жизни.
В статье «По поводу одной драмы», написанной в том же 1842 г., что и «Москва и Петербург», идущей ей вслед, Герцен рассуждает о состоянии гамлетизма, когда все обдумывают и мучаются, но никто не действует, не наслаждается жизнью. Это гамлетовское состояние души, типичное для русских «лишних» людей 1830-1840-х годов, Герцен быстро преодолевает. Однако же в воспоминаниях и статьях, написанных за рубежом во второй половине XIX столетия, он - чем дальше, тем горячее - защищает «лишних» людей времен своей молодости: не видя для себя достойного поля деятельности, сохраняя свое человеческое достоинство, они отпали от николаевской государственности - заслуга немалая. Но сам Герцен с его активной кипучей натурой не хотел для себя участи «лишнего человека».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Абсолютизация эстетического собственного мира искусства

Для Малларме литература была единственной действительностью и равным…

Опора искусствознания на марксистскую культурологию

Научное понимание аксиологического статуса культуры даст…

Дискредитация культуротворческих возможностей

Дискредитация культуротворческих возможностей науки и техники…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…