Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Нравы москвичей и петербуржцев

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

«В Москве мертвая тишина; люди систематически ничего не делают, а только живут и отдыхают перед трудом. .. В Петербурге вечный стук суеты суетствий, и все до такой степени заняты, что даже не живут. Деятельность Петербурга бессмысленна, но привычка деятельности - вещь великая.

В Москве есть люди глубоких убеждений, но они сидят сложа руки; в Москве есть круги литературные, бескорыстно проводящие время в том, чтобы всякий день доказывать друг другу какую-нибудь полезную мысль, например, что Запад гниет, а Русь цветет».
Проблема заключалась, конечно же, не только в нравах москвичей и петербуржцев, как они виделись молодому западнику, не в восточной самоуглубленности первых и привычной европейской деловитости вторых; молодой Герцен раздумывает о возможности действенного противостояния свободомыслящих людей деспотическому строю, в котором правят хлопотливые бюрократы и жандармы. Речь шла о необходимости преодолеть гамлетовский период распадения духа и покинуть позицию созерцательного отношения к жизни.
В статье «По поводу одной драмы», написанной в том же 1842 г., что и «Москва и Петербург», идущей ей вслед, Герцен рассуждает о состоянии гамлетизма, когда все обдумывают и мучаются, но никто не действует, не наслаждается жизнью. Это гамлетовское состояние души, типичное для русских «лишних» людей 1830-1840-х годов, Герцен быстро преодолевает. Однако же в воспоминаниях и статьях, написанных за рубежом во второй половине XIX столетия, он - чем дальше, тем горячее - защищает «лишних» людей времен своей молодости: не видя для себя достойного поля деятельности, сохраняя свое человеческое достоинство, они отпали от николаевской государственности - заслуга немалая. Но сам Герцен с его активной кипучей натурой не хотел для себя участи «лишнего человека».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Чувственно-образное воплощение

Правда, сравнение между природой и искусством остается и в…

Опыт Л. Н. Лебединского

В качестве примера сошлюсь на успешный опыт Л. Н. Лебединского,…

Театр Станиславского

Именно человекосозидательная суть театра стала у Станиславского…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…