Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ природы

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Отсюда становится понятной иная трактовка образа природы в двух последних сказочных операх композитора, отсутствие ее как космоса в царствах Кащея, Кащеевны и Додона.

Ведь фантастические пейзажи в опере «Кащей бессмертный» с символикой зимы-смерти в царстве Кащея и ядовитым дурманом «ярко пылающих красных маков и бледно лиловой белены» в «волшебном чарующем саду» у Кащеевны не воплощают образ бытия природы, а являются фантастически образной материализацией царящей в них атмосферы зла, выступают внутренними атрибутами царства зла. Характеристикой миров зла в «Кащее» становится не образ природы как космоса, а образ природной стихии как хаоса, который представлен картиной снежной метели в царстве Кащея - вакханалией хаоса, диким разгулом вьюги-стихии, этой своего рода «пляски смерти», и сквозным образом «хищных волн» у Кащеевны - символом неуправляемой стихии бурных страстей, захлестывающих человека и ведущих к гибели, природной параллельно стихии морально-нравственного хаоса. И лишь в самом конце оперы, после гибели обоих царств зла, возникает космический образ природы как всепобеждающего света, яркого весеннего солнца и расцветающей весенней природы - символов жизни, победы добра над силами зла, космоса над хаосом, торжества природы и вечных ценностей бытия мира людей. Финал оперы распахнут из замкнутого пространства царств Кащея и Кащеевны в открытое пространство большого мира природы, в который выходят герои, выдержавшие все испытания, сохранившие любовь и верность как главные качества духовной цельности и, значит, космос души.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Традиции марксистского подхода

Традиции марксистского подхода предполагают рассмотрение…

Академическая виртуозность

Предположительно ориентированная, метагабилита постоянно несет в себе…

Картины Рембрандта

В следующий приезд я снова поспешил в музей. Рембрандт-неудержимо…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…