Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Вслед за декабристами

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

В глазах просвещенных москвичей, лишенных политического поприща, но преданных духовным интересам и уже одним этим ставящих себя в оппозицию полицейскому, чиновничье-казарменному режиму, значение искусства поднимается непривычно высоко, ему отводится спасительная роль; литература, театр - единственная отдушина, через которую находит выход общественный темперамент людей николаевского времени.

Ситуация, которая формируется в 1830-е и 1840-е годы, в последекабристское время, определяя собою многое в духовном облике Герцена - политика, эстетика, беллетриста, критика, философа и публициста, останется актуальной не для одного поколения русских интеллигентов.
«Книга, - говорит двадцатипятилетний ссыльный в речи при открытии публичной библиотеки для чтения в Вятке, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место». Через пять лет, повзрослев, Герцен еще с большим энтузиазмом говорит о сцене, утверждая, что «театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Кто-то сказал, что сцена - представительная камера поэзии. Все тяготящее, занимающее известную эпоху, само собой вносится на сцену и обсуживается страшной логикой событий и действий, развертывающихся и свертывающихся перед глазами зрителей. Это обсуживание приводит к заключениям не отвлеченным, но трепещущим жизненным, неотразимым и многосторонним».
И молодую Москву, разделившуюся на западников и славянофилов, «литературно-светскую», как назовет ее Герцен, не искавшую никакого ранга, занимавшуюся «книжками и мыслями», и великолепных стариков - гвардейских офицеров времен Екатерины, и отважных удалых людей 1812 года автор «Былого и дум» противопоставляет тусклой раболепной официальной среде, которую он не знал и знать не хотел. «Промежуточная среда эта, настоящая николаевская Русь была бесцветна и пошла...».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Культура как абсолютная ценность человечества

Культура как абсолютная ценность человечества ставит перед обществом…

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Процессы обогащения и шлифовка выразительных приемов

Возобновляя в истории свою роль актуального вида искусства, и музыка,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…