Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
То его ссылают в Вятку, то держат во Владимире и не пускают в Москву, где по нему тоскует невеста, то он вынужден уехать из родной Москвы в Петербург - город, который ему неприятен, - чтобы служить там чиновником, как служил в Вятке. В столице его снова уличают в антиправительственных действиях: ему предъявляют вздорное обвинение, угрожают дальней ссылкой, из милости отправляя в ближнюю - в Новгород.
Разрешение на выезд за границу он получает под благовидным ложным предлогом. В Европе, обладая средствами, он получает наконец долгожданную возможность свободно передвигаться из страны в страну и жить там, где ему хочется. Однако же из Франции его высылают. И надолго. Возможность свободно путешествовать по Европе для Герцена, одержимого страстью к новым впечатлениям, обожающего близко наблюдать уличную жизнь и нравы чужих народов, так же целительна, как его работа на благо отчизны. Единственная страна, куда дорога ему заказана, - Россия, о которой он постоянно тоскует, которая не выходит у него из головы. Герцен счастлив тем, что у него в Англии свое уединенное комфортабельное пристанище, что он - швейцарский гражданин и тем, что вся Европа - его дом. Мысль о Европе как общем доме для всех ее обитателей, в наши дни такая популярная, Герцену всегда была дорога.
Итак, он уезжает из России полный надежд, внутренне освобожденный. На чужбине ему наконец даруется внешнее освобождение. Оставшись один, вне отечества, вне московского круга, вне религии, он в своем поведении, в деятельности революционера-изгнанника лишается прецедентов, на которые мог бы сослаться, и авторитетов, к которым мог бы обратиться за помощью. Ему приходится на долгий срок привыкнуть к тому, что для многих людей он сам - высший авторитет. Это накладывает на него небывалый груз нравственной ответственности, возрастающей по мере того, как растет его нравственное и идейное влияние на освободительное движение и на отдельных лиц. Он должен без конца вербовать друзей, союзников и каждый раз решительно и заново самоопределяться. Герцен никогда не уклоняется от своих обязательств, руководствуясь в самых запутанных и тяжелых ситуациях дворянским чувством собственного достоинства и нравственным чувством революционера, сверяя свои поступки со своей возвышенной целью, маячившей ему впереди, и со своими повседневными общественными обязательствами. «Герцена, - проницательно замечает И. Бунин, - спасла вера в социализм, в идеал». В лаконичном высказывании Бунина важны существительные: «социализм», «идеал», «вера», но важен и глагол: «спасла».
← Герцен уезжает за границу | Былое и думы → |
---|