Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Эпохальное сооружение

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Этот отзыв А. С. Хомякова, высказанный как бы «заочно» и очень точно уловивший «связь времен» в новаторском облике Хрустального дворца, отражает и ту сложность и неоднозначность художественных взглядов славянофилов, которая сказывалась и в восприятии ими архитектуры Было бы чрезмерным упрощением связывать их эстетические вкусы только с пропагандой народности в русском современном зодчестве и с приверженностью лишь к национальному «русскому стилю». На деле все обстояло несравненно сложнее.

В самых смелых свершениях современной архитектуры сторонники славянофильских взглядов объективно оценивали новаторские завоевания. Но они видели и другую сторону - «почтение» к прошлому, будь то вековые деревья или древнее зодчество. Собственно, это качество также входило в число новаторских - никогда до этого уважение к прошлому мирового зодчества не было столь высоким, хотя ощущение своеобразного равенства с ним, свойственное самосознанию зодчих-эклектиков, нередко приводило если не к физическому, то к моральному разрушению подлинников.
Именно этот интерес к прошлому, силу народных традиций, консервативное начало усматривал А. С. Хомяков в английской культуре, видя в этом прямые аналогии с теми идеями, на которых основывались славянофилы в своем отношении к России.
«Если ты хочешь найти тористические начала вне Англии, - писал он, - оглянись: ты их найдешь, и лучше, потому что они не запечатлены личностью. Вот величие златоверхого Кремля с его соборами, и на Юге пещеры Киева, и на Севере Соловецкая святыня, и домашняя святыня семьи, и, более всего, вселенское общение неподсудного Православия. Взгляни еще: вот сила, назвавшая некогда Кузьму Минина выборным всей Земли Русской, и ополчившая Пожарского, и увенчавшая дело свое избранием на престол Михаила и всего рода его; вот, наконец, деревенский мир с его единодушною сходкою, с его судом по обычаю совести и правде внутренней. Великие, плодотворные блага! Умеем ли мы их ценить?» Для того чтобы усмотреть «тористические начала» в русской истории и русской действительности, Хомякову нужно было увидеть Англию. Естественно, что здесь он нашел не прямые аналогии с Россией, а ту историчность общей атмосферы, которой была проникнута английская культура. Именно опора на национальную историю, воплощение истории в старых городах и новых сооружениях оказались особенно близки Хомякову в Англии.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Стимулы преобразований

Одним из стимулов преобразований в художественной сфере были…

Сфера социальной памяти

Сфера социальной памяти, как и индивидуальная психика, какое-то время…

Мир мечты

Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…