Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
«Снаружи представьте себе зимний сад, такой же большой, как Тюль-ерийский, увешанный, как в праздничный день, флагами и флюгерами, развевающимися по воздуху. Общий вид здания чрезвычайно изящен, в постройке необыкновенно много легкости, которая разительно противоречит с строгою и холодною физиономиею лондонских памятников и домов.
Перед вами открывается громадный портик; в этом широком входе - он сделан только для вида - выстроено, для избежания стечения публики, двенадцать маленьких дверей.. . и вот вы. .. вошли, через самую плохонькую дверцу, в крытое пространство, самое обширное, о каком только мог мечтать человек. Это совершенно новый свет, и что за свет! Вот европейские деревья, громадные и густые, свободно распустившие свои ветви под прозрачными сводами, а вот роща пальм и бамбуков, напоминающих вам восток. . . Предел.. . свода почти не виден; тонко рисующиеся листья дерев скрывают всякую архитектурную сухость и придают ему несравненный характер изящной грандиозности; но это еще не все... Надо дойти до Хрустального фонтана. . . то есть до действительной середины дворца: тогда вы увидите, вправо и влево, две настоящие галереи, подходящие под прямым углом к площади: это новое зрелище превосходит всякое ожидание».
Особое внимание к пространственным впечатлениям, бывшее одной из примет нового архитектурного мышления в эпоху эклектики, отличало не только отзывы очевидцев о Хрустальном дворце, но и отзывы таких противоположных по своим художественным и общественным взглядам людей, как Н. Г. Чернышевский и А. С. Хомяков, которые по разным причинам не смогли сразу увидеть новое выставочное здание в натуре.
«Да, хотелось бы и мне взглянуть на это чудное здание из железа и хрусталя, посмотреть, как легко поднимались трубчатые столбы, как смело перегибались стеклянные арки, как свет играл на этом странном хрустале, прозрачном для лучей света и непрозрачном для зрения. Это желание не исполнилось. Что же делать! Более всего, признаюсь, хотелось мне видеть эти старые вековые деревья Гайдпарка, которых не смели срубить, которые потребовали места в новом здании и для которых здание поднялось на несколько десятков аршин. В них была бы для меня особая прелесть, особенное наставление. Да, в Англии умеют уважать дело времени. Выдумка нынешнего дня не ругается над тем, что создано долгими веками. Англичанин умеет строить; но то, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло».
← Эпохальное сооружение | Вариации на темы английской архитектуры средневековья → |
---|