Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
«Внутри впечатление тоже поразительное, - писал тогда же В. В. Стасов. - Ничто не может быть проще этих четырех полукруглых полос, идущих одна за другою, этого ряда столбов, поддерживающих кровлю над главным кольцом, или всего леса стропил, так и оставшихся незакрытыми.
Но круглящаяся линия зал, наполнившая все здание бесчисленными перспективами, раскрашенные решотины под кровлей, мелькающие высоко вверху, в своих глубоких впадинах, окна, то видные во всю ширину, то прячущиеся за столбами, наконец, повсюду широкие пространства и линии, повсюду ширина и свет, повсюду разноцветная русская резьба все вместе производит впечатление необыкновенно живописное.»
Судя по впечатлениям Стасова, пространственное решение этого павильона было близко к композиции эллиптического по форме главного павильона Всемирной парижской выставки 1867 г. с его концентрическими галереями, который мог видеть В. А. Гартман во время своего пенсионерского путешествия и пребывания в Париже. Эта аналогия была бы еще более близкой, если бы Гартману при строительстве Военного отдела удалось осуществить свой первоначальный замысел.
«Быть может, военный музей был бы еще красивее, - писал позже В. В. Стасов, - если бы выполнилось первоначальное предположение Гартмана. Он хотел выстроить его весь из железа и стекла и для этого предлагал нанять напрокат и тот и другой материал, а впоследствии обратить его на большой городской рынок, грандиозный проект которого Гартман даже и представлял в московскую Думу».
Ту же смелость пространственного и конструктивного мышления видел в творчестве В. А. Гартмана и Мусоргский, который особо отмечал «архитектурный скелет народного театра в Москве (уж не говоря об изяществе и самобытности), а просто скелет».
← Гениальный композитор | Дворец всемирной выставки → |
---|