Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
«Художество должно воплощать не одну красоту, - писал он далее. - Здание тогда хорошо, когда, помимо красивого фасада, прочно и осмысленно, когда чувствуется цель постройки и видна голова художника». Этот анализ творчества Гартмана, сделанный одним из его ближайших друзей, многое помогает раскрыть в особом отношении современников к архитектуре эклектики в целом.
Гениальный композитор видел истинное новаторство в творчестве Гартмана, восхищаясь и его последней работой - дачей Мамонтова в Кирееве - «проектом русского стиля... приспособленного, правда, к требованиям времени, но русского стиля, как он любил выражаться - „воспитанного"» . «Воспитанный», т. е. приспособленный к современным требованиям «русский стиль», обусловил и успех работ В. А. Гартмана на Всемирной выставке 1873 г. в Вене. Стасов особо отмечал, «что венское „Архитектурное общество" положило: употребить все усилия на то, чтоб приобрести для своего музея великолепную модель московского народного театра, даром что тут не было никаких почти внешних украшений и все дело состояло в одном конструктивном скелете: так своеобразен был этот театр, разбирающийся по бревнышку и необычайно стройный» .
Именно выставочные сооружения в «русском стиле» стали теми первыми образцами русского зодчества XIX в., которые были представлены за границей. Знакомство с «русским стилем» в Западной Европе началось на Парижской всемирной выставке 1867 г., где русский отдел был оформлен по проекту А. И. Резанова. Здесь были экспонированы и другие образцы русской архитектуры. Например, в 1866 г. архитектор А. А. Редковский «по заказу особой Комиссии по составлению сельскохозяйственной коллекции для Парижской всемирной выставки исполнил для альбома шесть рисунков сельских крестьянских домов (по обычаю их) по два разнородных для каждой полосы России с перспективными их видами», впервые познакомив посетителей Парижской выставки с подлинными образцами народного зодчества.
← Судя по впечатлениям Стасова | Хрустальные дворцы → |
---|