Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Возрастающее разделение труда на пороге между мануфактурой и начинающейся эпохой индустриализации несло с собой опыт отчуждения и заставляло ясно осознавать новую социальную практику. Пожалуй, никогда еще индивиды столь не разобщались и не разъединялись друг с другом, как сейчас, - читаем мы у Гете.
Для отдельного индивида в таких социально-экономических условиях стала недостижимой причастность общественному целому. Для этого он нуждался в сложном мировоззренческом опосредовании, которое должно было обеспечивать совершенно новый тип социальной интеграции. Немецкая идеалистическая философия со времен Канта и является реакцией на этот опыт отчуждения. Философия и искусство провозглашают требование осмысливать и представлять целостным этот разделенный, раздвоенный мир и людей, живущих в нем как обломки (Шиллер). Идея целостности является конститутивным элементом классической гуманистической утопии, а искусство - излюбленным средством сделать эту утопию зримой. В искусстве видели, особенно это относится к шиллеровскому пониманию эстетического развития, единственно возможное средство преодоления отчужденности.
← Принцип подражания природе | Религиозная картина мира → |
---|