Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Синхронность с европейскими процессами в архитектуре проявлялась не только в «интернациональной линии» эклектики, но и в дальнейших поисках национального стиля. Обращение к народному художественному наследию, как уже говорилось, было одной из примет романтического мышления, унаследованного эклектикой.
И хотя прямые аналогии с поисками моррисовского кружка выглядят чрезмерно прямолинейными в применении к «русскому стилю», все же кажется, что самое внимание к национальному наследию русского зодчества имело ту же природу, что и поиски английских и французских архитекторов в области готики или народного зодчества. Не случайно один из первых знатоков готики - ученый, реставратор, архитектор Э. Виолле-ле-Дюк был заинтересован не только древнерусской архитектурой, но и тем, как трансформируются в современной архитектуре XIX в. ее традиционные закономерности.
Появившаяся в 1879 г. на русском языке в переводе архитектора)
Н. Султанова книга Виолле-ле-Дюка о русском искусстве вызвала уже в те годы самые разноречивые оценки. Не касаясь здесь анализа этой книги, сейчас все более привлекающей внимание исследователей а, хотелось бы лишь подчеркнуть, что именно тот взгляд «со стороны», за который в особенности критиковал книгу Виолле-ле-Дюка В. В. Стасов "Г, позволил этому мастеру увидеть в «русском стиле» те возможности формообразования в современной русской архитектуре, которые он усматривал и в «готике» в применении к современным процессам во французской архитектуре.
Один из первых зодчих, создавших смелые стилизации на темы «готики» в металлических конструкциях, Виолле-ле-Дюк проницательно заметил в русском зодчестве пути, ведущие к первым стилизациям, позже воплотившимся в «неорусском стиле» эпохи модерна. «Под небом, которое часто бывает мрачным, - писал он, - венчания зданий должны представлять собою очень выразительные силуэты, а их внешняя поверхность - очень яркие сопоставления света и тени, для достижения большего эффекта в продолжение долгих и прекрасных летних дней.
Древнерусские зодчие принимали во внимание эти два условия. Они не только любили силуэты, смело выделяющиеся на небе, но и умели придавать им пошиб настолько же изящный, насколько живописный. Под этими венчаниями находились прорезанные редкими окнами, но хорошо защищенные стены, на которых были места, весьма искусно подготовленные для живописи».
← Синхронность с европейскими процессами | Обсуждая итоги Парижской выставки → |
---|