Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Нейтральная архитектура усадебного дома имела определенное преимущество, так как она не связывала Аксаковых в процессе устройства предметной среды и культурного быта в соответствии с их духовными потребностями и художественными вкусами.
Но прошлое, хотел того С. Т. Аксаков или нет, воздействовало на создавшийся в Абрамцеве культурный и духовный мир. Здесь были написаны важнейшие сочинения Аксакова, в том числе его автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова внука» (1858), которые возвращали писателя в прошлое.
По определению Г. Ю. Стернина, «этот „бытийный" план писательских размышлений Аксакова оказывал воздействие на повседневное восприятие действительности, протягивал хорошо осязаемую нить от прошлого к настоящему, к современным вкусам владетелей поместья, их жизненным устоям».
Но и реалии Абрамцева оказались способными воздействовать на воспоминания о прошлом. По наблюдению того же исследователя, книги Аксакова наполняют «поэтические картины именно абрамцевского пейзажа».
Тем самым усадебный мир, окружавший Аксакова в Абрамцеве, не только становился частью ушедшего усадебного мира, но и как бы «перемещался» в пространстве. «Поэтические тени прошлого, теснившиеся в поместных владениях многих впечатлительных обитателей усадеб XIX в., здесь спокойно переходили усадебные границы, селились в окружающей природе, являли себя в окрестных деревнях и монастырях».
Следующему, мамонтовскому периоду развития Абрамцева посвящена обширная литература , поэтому ограничимся лишь некоторыми общими положениями, важными в контексте настоящей работы. Покупка Абрамцева С. И. Мамонтовым у наследников Аксакова, состоявшаяся в 1870 г., преследовала совершенно определенную, на первый взгляд чисто меценатскую цель - вывезти художников «на природу», в комфортабельные условия.
Но в действительности эта цель была гораздо шире, так как Мамонтов мечтал собрать в Абрамцеве не просто талантливых художников, а единомышленников в искусстве, способных воздействовать на пути его дальнейшего развития. С. И. Мамонтов, крупный фабрикант и железнодорожный деятель, страстный любитель искусства и в ближайшем будущем видный его деятель, явил собою таким образом новый тип мецената, пришедшего на смену меценату-дворянину, стремившегося к объединению творческой деятельности художников, заботившегося о судьбе целого направления искусства.
В его московском доме господствовала непринужденная художественная атмосфера, привлекавшая к нему талантливейших представителей русского искусства.
← Атмосфера уважения | Описатель природы → |
---|