Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Нейтральная архитектура усадебного дома

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Нейтральная архитектура усадебного дома имела определенное преимущество, так как она не связывала Аксаковых в процессе устройства предметной среды и культурного быта в соответствии с их духовными потребностями и художественными вкусами.

Но прошлое, хотел того С. Т. Аксаков или нет, воздействовало на создавшийся в Абрамцеве культурный и духовный мир. Здесь были написаны важнейшие сочинения Аксакова, в том числе его автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова внука» (1858), которые возвращали писателя в прошлое.

По определению Г. Ю. Стернина, «этот „бытийный" план писательских размышлений Аксакова оказывал воздействие на повседневное восприятие действительности, протягивал хорошо осязаемую нить от прошлого к настоящему, к современным вкусам владетелей поместья, их жизненным устоям».

Но и реалии Абрамцева оказались способными воздействовать на воспоминания о прошлом. По наблюдению того же исследователя, книги Аксакова наполняют «поэтические картины именно абрамцевского пейзажа».

Тем самым усадебный мир, окружавший Аксакова в Абрамцеве, не только становился частью ушедшего усадебного мира, но и как бы «перемещался» в пространстве. «Поэтические тени прошлого, теснившиеся в поместных владениях многих впечатлительных обитателей усадеб XIX в., здесь спокойно переходили усадебные границы, селились в окружающей природе, являли себя в окрестных деревнях и монастырях».

Следующему, мамонтовскому периоду развития Абрамцева посвящена обширная литература , поэтому ограничимся лишь некоторыми общими положениями, важными в контексте настоящей работы. Покупка Абрамцева С. И. Мамонтовым у наследников Аксакова, состоявшаяся в 1870 г., преследовала совершенно определенную, на первый взгляд чисто меценатскую цель - вывезти художников «на природу», в комфортабельные условия.

Но в действительности эта цель была гораздо шире, так как Мамонтов мечтал собрать в Абрамцеве не просто талантливых художников, а единомышленников в искусстве, способных воздействовать на пути его дальнейшего развития. С. И. Мамонтов, крупный фабрикант и железнодорожный деятель, страстный любитель искусства и в ближайшем будущем видный его деятель, явил собою таким образом новый тип мецената, пришедшего на смену меценату-дворянину, стремившегося к объединению творческой деятельности художников, заботившегося о судьбе целого направления искусства.

В его московском доме господствовала непринужденная художественная атмосфера, привлекавшая к нему талантливейших представителей русского искусства.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Советские исследователи

Разумеется, все советские исследователи отвергают натуралистические и…

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Универсальность культуры

Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…