Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
А. Менеласом и в 1830-е - Ф. Шинкелем, создавшими «готические Коттедж и Капеллу в парке Александрия». Своего рода вариациями на темы лондонского Воксхолла были и первые русские «готические» вокзалы, совмещавшие черты увеселительных концертных залов и железнодорожных станций, - Павловский вокзал, Петергофский вокзал, где романтический архитектурный образ сочетался с новаторским пространственным решением.
Именно здесь впервые наметился качественный сдвиг в трактовке готических пространственных структур, получивших не только декоративное выражение, но и новаторский техницистский характер. При этом остекленные металлические конструкции крытых перронов и «публичных» залов при всем их новаторском характере исходили из пространственных схем готических двух- и трехнефных залов и соборов, приближаясь к последним и по плановому решению. Эти новые «готические» композиции, поражающие входящего грандиозностью пространственных впечатлений, во многом подготовили русских современников к зрелищу первых выставочных павильонов, самым грандиозным из которых был Пэкстоновский Хрустальный дворец в Лондоне, вскоре вызвавший огромное число более миниатюрных «реплик».
Это эпохальное сооружение и его значение в развитии мирового зодчества уже достаточно изучены. Здесь необходимо лишь еще раз отметить ту большую роль, которую оно сыграло в формировании новых эстетических взглядов в архитектуре России, вызвав целый поток восторженных отзывов современников, которые в первую очередь отмечали именно грандиозность пространственных впечатлений в интерьерах Хрустального дворца, в буквальном смысле слова «не поддающихся описанию» и даже графическому изображению.
← Зимний сад | Великий романист Лев Толстой → |
---|