Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Аналогия с Московским манежем также кажется здесь неслучайной. С начала 1850-х годов здание манежа в Москве стало одним из самых популярных выставочных помещений, обладавшим огромным нерасчлененным пространством, хотя и решенным в соответствии с классическими нормами.
При всем принципиальном отличии этого подчеркнуто замкнутого пространства, ограниченного массивными стенами, от грандиозных прозрачных, уходящих ввысь «Хрустальных дворцов» середины XIX в. приемы экспозиции здесь были очень близкими. Так, например, причудливо распланированный в Московском манеже английский сад во время весенней выставки 1861 г, был явно навеян теми впечатлениями, которые так восхищали русских современников в Пэкстоновском Хрустальном дворце.
Точно такой же английский сад с газонами и причудливыми дорожками предполагалось распланировать и в выставочном павильоне в Петербурге, который должен был разместиться на площади перед Александрийским театром. На фоне разнообразных «Хрустальных дворцов», возникших в 1850-е годы в Англии, Ирландии, Америке, Франции, Германии, было закономерным появление в 1860 г. проекта Г. А. Боссе, разработавшего два варианта «здания для постоянной выставки растений», один из которых представлял собой сплошь остекленный объем с крестообразным по форме планом. Этот проект остался неосуществленным, но вызвал многочисленные отклики в печати, в свою очередь оказав несомненное воздействие на распространение в русской архитектуре остекленных «зимних садов» и выставочных павильонов.
← Аналогия с Московским манежем | Романтическое восприятие новаторских свершений → |
---|