Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Если «Хрустальные дворцы» 1850-1960-х годов были той важнейшей вехой в развитии европейской архитектуры, которая знаменовала общность общеевропейских поисков, то другой тенденцией были поиски национальных традиций в современной архитектуре.
В этом отношении мнение В. В. Стасова о том, что самыми главными направлениями в архитектуре XIX в. были поиски национального стиля и «стеклянно-железная архитектура, подаренная Европе Пакстоном»", очень точно отразило и направление поисков в русском зодчестве. Однако здесь не было той непроходимой границы, которая ощущается на первый взгляд между этими двумя тенденциями. Дело не только в том, что столь превозносимый В. В. Стасовым, как воплощение народности, «русский стиль» развивался в соответствии с теми же эстетическими закономерностями, что и эклектические национальные течения в Западной Европе - «готика» в Англии и Германии, «ренессанс» и «барокко» во Франции и т. д. Дело даже и не в одинаковом творческом методе русских и западноевропейских зодчих-эклектиков, объединяющем внутренне столь различные явления, как «русский стиль» и «английская готика», а в том что общие пространственные поиски в европейской архитектуре второй половины XIX в. не могли не повлиять и на «русский стиль», на основе которого создавались принципиально новые пространственные структуры, в особенности в области выставочных сооружений.
Можно сказать, что как Пэкстоновский Хрустальный дворец был основной вехой для отсчета новой эпохи в мировой архитектуре, так и первые русские выставочные павильоны знаменовали качественный перелом в развитии «русского стиля» в XIX в.
← Дворец всемирной выставки | Утопические картины архитектуры будущего → |
---|