Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Если в эпоху романтизма «русский стиль» развивался в пределах традиционных схем («русский храм» и «русская изба»), что сильно ограничивало область его применения, то с начала 1870-х годов на его основе стали создаваться небывалые пространственные структуры в «русском стиле», по существу более далекие от национальных прообразов, чем от современных им выставочных зданий Западной Европы.
Хотя архитектуре русских выставочных сооружений уже посвящены специальные исследования, следует еще раз подчеркнуть в них одно важное качество, которое оказывало впечатляющее воздействие на очевидцев и уже не было столь ощутимым для исследователей этих исчезнувших с лица земли зданий, - их поразительный пространственный эффект. В этом отношении они были принципиально близки тем грандиозным павильонам из «стекла и железа», которые сооружались на Западе, хотя никогда не достигали таких масштабов из-за применения более традиционного для России строительного материала - дерева.
При всей противоречивости и спорности не только для нас, но и для многих современников архитектурных оценок В. В. Стасова надо признать, что он был необычайно восприимчив именно к пространственным впечатлениям, оставив тому несколько ярких свидетельств, которые сейчас являются единственными уникальными доказательствами того, что архитекторы-эклектики были мастерами пространственных решений.
В этом отношении известный павильон Военного отдела на Первой всероссийской политехнической выставке 1872 г. в Москве, построенный В. А. Гартманом, имел для развития «русского стиля» не меньшее значение, нежели «Хрустальный дворец» для всей европейской архитектуры в целом. Наряду с попыткой создания экспрессивного архитектурного решения центральной доминанты композиции павильона - мощной деревянной башни входа - В. А. Гартман создал смелую деревянную пространственную конструкцию окружающего башню полукруглого павильона.
← Хрустальные дворцы | Аналогия с Московским манежем → |
---|