Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Знаменитая «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве или русское платье (зипун, мурмолка), которые подчеркунуто демонстративно носил А. С. Хомяков в Англии, отражали лишь одНу, наиболее внешнюю сторону увлечений славянофилов. Несравненно более глубокой была другая сторона - стремление проникнуть в древнюю историю, увидев в ней связь с настоящим и будущим страны.
В этом отношении историчность Англии и ее столицы - Лондона вызывала у Хомякова прямые аналогии с Москвой.
«Не в первый раз и не мало бродил я по Европе, не мало видел городов и столиц. Все они - ничто перед Лондоном, потому что все они кажутся только слабым подражанием Лондону, - писал Хомяков. - Кто видел Лондон, тому в Европе из живых городов (об мертвых я не говорю) остается только видеть Москву. Лондон громаднее, величественнее, люднее; Москва живописнее, разнообразнее, богаче воздушными линиями, веселее на вид. В обоих жизнь историческая еще цела и крепка. Житель Москвы может восхищаться Лондоном и не страдать в своем самолюбии. Для обоих еще много впереди»".
Казалось бы, такое сопоставление «самой европейской из столиц» с Москвой могло принадлежать перу лишь сторонника европейского пути развития России. На самом же деле та глубинная общность, уходящая корнями в историю, которую видел в Лондоне и Москве Хомяков, еще раз подтверждала сложность мировоззрения славянофилов, которое отражалось и в их восприятии европейских городов, новой европейской архитектуры, европейской истории. В Москве они видели не только воплощение национальной истории, «особенное», но и «общее» с древними европейскими столицами. Это касалось не только многовековых стилистических напластований в архитектуре или средневековой кольцевой планировки, дошедшей до XIX в., но и более глубинного ощущения той «эманации» творчества многих поколений, которую словно излучают древние камни исторических городов.
← Знаменитая «Погодинская изба» | Эпохальное сооружение → |
---|