Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Отзыв А. С. Хомякова

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Знаменитая «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве или русское платье (зипун, мурмолка), которые подчеркунуто демонстративно носил А. С. Хомяков в Англии, отражали лишь одНу, наиболее внешнюю сторону увлечений славянофилов. Несравненно более глубокой была другая сторона - стремление проникнуть в древнюю историю, увидев в ней связь с настоящим и будущим страны.

В этом отношении историчность Англии и ее столицы - Лондона вызывала у Хомякова прямые аналогии с Москвой.
«Не в первый раз и не мало бродил я по Европе, не мало видел городов и столиц. Все они - ничто перед Лондоном, потому что все они кажутся только слабым подражанием Лондону, - писал Хомяков. - Кто видел Лондон, тому в Европе из живых городов (об мертвых я не говорю) остается только видеть Москву. Лондон громаднее, величественнее, люднее; Москва живописнее, разнообразнее, богаче воздушными линиями, веселее на вид. В обоих жизнь историческая еще цела и крепка. Житель Москвы может восхищаться Лондоном и не страдать в своем самолюбии. Для обоих еще много впереди»".
Казалось бы, такое сопоставление «самой европейской из столиц» с Москвой могло принадлежать перу лишь сторонника европейского пути развития России. На самом же деле та глубинная общность, уходящая корнями в историю, которую видел в Лондоне и Москве Хомяков, еще раз подтверждала сложность мировоззрения славянофилов, которое отражалось и в их восприятии европейских городов, новой европейской архитектуры, европейской истории. В Москве они видели не только воплощение национальной истории, «особенное», но и «общее» с древними европейскими столицами. Это касалось не только многовековых стилистических напластований в архитектуре или средневековой кольцевой планировки, дошедшей до XIX в., но и более глубинного ощущения той «эманации» творчества многих поколений, которую словно излучают древние камни исторических городов.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Наличие иррациональных пластов в человеческом духе

Однако историко-философская традиция побуждает многих авторов пока…

Искусство в ситуации фольклорной культуры

За ними ощущаются более общие мотивы борьбы со всякой национальной…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…