Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Отзыв А. С. Хомякова

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Знаменитая «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве или русское платье (зипун, мурмолка), которые подчеркунуто демонстративно носил А. С. Хомяков в Англии, отражали лишь одНу, наиболее внешнюю сторону увлечений славянофилов. Несравненно более глубокой была другая сторона - стремление проникнуть в древнюю историю, увидев в ней связь с настоящим и будущим страны.

В этом отношении историчность Англии и ее столицы - Лондона вызывала у Хомякова прямые аналогии с Москвой.
«Не в первый раз и не мало бродил я по Европе, не мало видел городов и столиц. Все они - ничто перед Лондоном, потому что все они кажутся только слабым подражанием Лондону, - писал Хомяков. - Кто видел Лондон, тому в Европе из живых городов (об мертвых я не говорю) остается только видеть Москву. Лондон громаднее, величественнее, люднее; Москва живописнее, разнообразнее, богаче воздушными линиями, веселее на вид. В обоих жизнь историческая еще цела и крепка. Житель Москвы может восхищаться Лондоном и не страдать в своем самолюбии. Для обоих еще много впереди»".
Казалось бы, такое сопоставление «самой европейской из столиц» с Москвой могло принадлежать перу лишь сторонника европейского пути развития России. На самом же деле та глубинная общность, уходящая корнями в историю, которую видел в Лондоне и Москве Хомяков, еще раз подтверждала сложность мировоззрения славянофилов, которое отражалось и в их восприятии европейских городов, новой европейской архитектуры, европейской истории. В Москве они видели не только воплощение национальной истории, «особенное», но и «общее» с древними европейскими столицами. Это касалось не только многовековых стилистических напластований в архитектуре или средневековой кольцевой планировки, дошедшей до XIX в., но и более глубинного ощущения той «эманации» творчества многих поколений, которую словно излучают древние камни исторических городов.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественное бессилие

В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…

Нотный анализ

В отличие от буквенно-фонематического письма, способного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…