Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Именно эту сторону английской архитектурной культуры, ее первичность и самобытность увидел по аналогии с Россией А. С. Хомяков. «Я не стану тебе рассказывать о своем житье-бытье в Лондоне, о своих поездках в Оксфорд или Гамптон, о парках, замках и садах, которым вся Европа подражает и подражать не умеет, об изумрудной зелени лугов, о красоте вековых деревьев и особенно дубов, которым ничего подобного в Европе не видал - писал он, - я убежден, что, за исключением России, нет в Европе земли, которая бы так мало была известна, как Англия».
Казалось бы, этот отзыв не имеет прямого отношения к русской архитектуре XIX в. Но он позволяет понять многое в том постоянном интересе к английскому зодчеству и его современным свершениям, который объединял людей с самыми различными эстетическими и общественными взглядами. Лондон стал местом паломничества не только как центр эпохальной Всемирной выставки, оставившей мировому зодчеству Хрустальный дворец, не только как убежище А. И. Герцена, привлекавшее многих русских современников, но и как живое воплощение исторических традиций в архитектуре, сочетающихся со смелостью новаторских решений.
Утопические картины архитектуры будущего, нарисованные в фантастическом очерке В. Ф. Одоевского меркли перед описаниями Хрустального дворца, которые принадлежали не только очевидцам, но и русским современникам, представляющим его по изображениям. Эти описания рисуют фантастический словесный образ реального здания, похожего на утопический «сон», поражающего грандиозностью пространств, легкостью конструкций и эффектностью освещения.
«Чем больше читаешь о новом дворце.. . и единодушие восторга, и тысяча подробностей, и виды разных частей дворца, наполняющие теперь иллюстрированные журналы, - все показывает, что новый Кристальный дворец в Сейденгэме - нечто необыкновенное, великолепное, изящное, ослепительное, - писал в 1854 г. Н. Г. Чернышевский. - Возвышенное положение дворца также производит чрезвычайно выгодный эффект; особенно поразителен его вид издали: синеватый оттенок стекла сливается с цветом неба, и дворец представляется волшебным полувоздушным замком».
← Романтический отзыв | Отзыв А. С. Хомякова → |
---|