Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Возвращаясь к сказанному выше об отмирании в XIX в. усадебного искусства XVIII-XIX вв. и разрушении усадебного мира той эпохи, хотелось бы еще раз обратить внимание на одно, уже вскользь упоминавшееся обстоятельство, составившее особенность усадебной культуры именно второй половины XIX в.
В это время в русской усадебной художественной культуре значительную роль начинает играть еще один тип владельца имения, который, впрочем, по ряду моментов даже не всегда подходил под понятие помещика. Речь идет о деятелях русской культуры - писателях, музыкантах, художниках, ученых, охваченных тягой к природе и стремлением обзавестись в красивой местности небольшим имением. Их усадьбы превращались в своего рода «гнезда» или художественные центры, в которых собирались близкие по своим профессиональным, эстетическим и научным интересам люди и где создавались благоприятные условия для их творчества.
В подобных усадьбах во второй половине XIX в. формировался новый тип усадебного мира, в котором природа, искусство, общение единомышленников, жизненный строй и духовная атмосфера сливались в некое единое целое (архитектурная среда отступала на второй план). В этом смысле, вероятно, можно говорить о перемещении акцентов в усадебной культуре второй половины XIX в. от крупных дворянских усадеб и усадеб меценатов к усадьбам среднего достатка, находившимся во владении представителей творческой и научной интеллигенции.
← Ф. И. Тютчев | Н. П. Трубецкой → |
---|