Автор: Олег Янкович | Категория: Культура
Такие случаи как раз происходят и в ситуации неумелой намеренности: Мукаржовский допускает, что неумелость тут вполне может оказаться не неумелостью, непреднамеренность не вполне непреднамеренностью. В противном случае это могло бы совпасть с той диалектикой искусства, которую мы имеем в виду в настоящей статье.
Именно метагабилитные возвраты к стадии, предшествующей умению, в действительности не задерживаются на уровне простого неумения, поскольку они являются шагом, ведущим за черту виртуозности и возвышающим над ней; намеренное приоткрытое шлюзов для человеческих ошибок, которые отнюдь не являются только симптомом несовершенства; отражение в сфере художественных ценностей того общего плана направленности, который собственно представляет собой планирование не планируемого, - автор данной статьи писал об этом подробнее в своей предыдущей работе Литература и антиципация.
Следовательно, мы вновь сближаем виртуозность и метагабииту в сфере умений и в изящном искусстве. Разумеется, такое сближение обеих сфер вовсе не исключает познания их специфических черт.
Достаточно напомнить, например, описанное А. Я. Зисем различие между историческим развитием техники, искусности, т. е. частных характеристик художественной структуры, и развитием изящного искусства как относительно замкнутого целого.
← Изящное искусство |
---|