Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Качановка оставила значительный след в творчестве И. Е. Репина. Сюда художник попал весной 1880 г., во время поездки, предпринятой им со своим учеником, юным В. А. Серовым, по местам бывшей Запорожской Сечи с целью сбора материалов для задуманной им картины «Запорожцы». Кроме того, здесь же он писал эскизы и этюды для картины «Вечорниці» (1880-1881, ГТГ).
Для «Запорожцев» Репин делал зарисовки народных типов, предметов из коллекции малороссийской старины В. В. Тарновского. Зачастую в качестве модели Репин использовал владельца Качановки .
Знаменательно, что в отличие от художников, работавших в Качановке в 1830-1840-х годах, писавших в основном виды усадьбы и интерьеры ее дворца, а также семейные сцены, в 1870-1880-х годах, связанных с движением народников, художники не ограничивались территорией усадьбы и в поисках народных типов бывали в окрестных селениях и хуторах.
Широкий образ жизни, собирательная деятельность В. В. Тарновского вкупе с отрицательным воздействием на него как на помещика-землевладельца бурно развивавшегося в России к концу XIX в. капитализма привели его к разорению. Усадьба была продана.
В Качановке отразились, таким образом, многие процессы, которые происходили в XIX в. во всей русской усадебной культуре. В середине XIX в., когда был еще в расцвете романтизм, а историзм только зарождался, для культурного быта Качановки важно было установить связи между искусственной средой и природой, между искусством и человеком. В то же время замкнутый усадебный мир, покоившийся на труде крепостных, способствовал известной эгоцентричности и антидемократичности, которыми была отмечена деятельность Г. С. Тарновского в качестве мецената.
В усадебном быте Качановки 1870-1880-х годов в противовес первой половине столетия сказывается укрепление научного, исторического подхода к явлениям прошлого; историзм в театрализованном оформлении распространяется на культурный и повседневный быт усадьбы, на его архитектурно-художественную среду. При этом происходит демократизация взаимоотношений мецената и художника и одновременно художника и народа.
← Широкий образ жизни | Период в жизни → |
---|