Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
За исключением фабричных сел все остальные типы поселений и типы зданий в большей или меньшей степени генетически связаны с пространственно-планировочной структурой и поэтикой дворянского усадебного парка. Из первостепенных по полноте выражения основных особенностей мировоззрения второй половины XIX в. первым следует назвать тип музейного здания.
Показательно, что он восходит не столько к музейным залам дворцов, сколько к историко-культурологическому аспекту семантики усадебного парка. Функция художественного или исторического музея есть не что иное, как ставшая фактом общественной жизни материализованная потребность сделать общим достоянием память о прошлом, осознать себя и свое время в сопоставлении с некогда бывшим.
Пронизанная историзмом среда усадебного парка сентиментализма обретает новую жизнь в архитектуре музейных залов. Однако пафос историзма музеев не ограничивается функцией памяти и просвещения. От него неотделимы преобразующее, активное отношение к жизни и устремленность в будущее. Во имя грядущей социальной гармонии систематизируются, изучаются, анализируются прошлое и настоящее. В этом смысле музей - одно из самых характерных порождений пронизанного историзмом сознания второй половины XIX в.
Значительность музея как самостоятельного архитектурного типа заключена также в его прямой соотнесенности с типичными для эклектики принципами стилеобразования. Музей является единственным типом здания, архитектура которого, точнее, облик интерьеров которого жестко предопределен характером экспонатов. Архитектура и декор музейных залов как бы берут на себя задачу возродить реальную среду их бытования.
Существенно в данном случае и то, что в соответствии с господствующими взглядами только архитектура, точнее, обретшие общезначимость и знаковый характер архитектурные формы рассматриваются в качестве наиболее яркого и представительного характеризующего эпоху символа.
← Брошюра, посвященная Историческому музею | Фабричное строительство → |
---|