Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
В середине XIX в. сложился самостоятельный, обладающий яркими приметами тип зданий - текстильные фабрики. Практика проектирования огромных многоэтажных корпусов с выложенными в лицевой кирпичной кладке фасадами, располагавшихся близ крупных водоемов, вобрала в себя градостроительный опыт усадебного парка, городов, храмов.
Во второй половине XIX в. в фабричном строительстве определились новые типы поселений, к которым восходят два направления городского строительства рубежа XIX-XX вв. - урбанизация и дезурбанизация, а также национальные истоки международного движения городов-садов - яркого выражения жиз-нестроительных претензий архитектуры и ее попыток решать наиболее жгучие социальные проблемы.
Пока же в этой находящейся за гранью высокого искусства архитектуры области создаются выразительные, обладающие впечатляющей образностью ансамбли. Идейным и композиционным центром каждого является высящийся над громадным зеркалом пруда или реки фабричный комплекс. На его корпуса ориентированы улицы близлежащих селений, башня сушила замыкает их перспективу.
В Поволжье текстильные фабрики выносятся на берега рек и располагаются таким образом, что их башни становятся органической составляющей системы вертикалей, организующих наряду с храмами речные панорамы.
Эти новые храмы второй половины XIX в. уравниваются в значении с подлинными храмами, в бук-, вальном и переносном смысле, становятся в один ряд с ними (фабрики и храмы Кинешмы, Приволжска, Южи, Егорьевска, Иваново-Вознесенска, Тейкова, Кохмы, Раменского и других городов и фабричных сел Московской, Костромской, Владимирской и других губерний Центрального промышленного района).
← Фабричное строительство | Мировоззренческие аспекты → |
---|