Автор: Лидия Степанова | Категория: Культура
Как бы глубоко ни было скрыто в мифе различие между образом и значением, как бы мало ни было их первоначальное несовпадение, все же именно здесь фольклор овладевает началом художественного сознания. Уже тут он обретает реальную предпосылку и исходный момент для их дальнейшего различия, в ходе которого шаг за шагом происходит эмансипация образности как языка искусства.
Первоначально расстояние между образом и значением было весьма мало, - пишет Потебня. Но все-таки оно несомненно было, существовало, росло. В нем залог жизненности и движения фольклора как образного мышления, таящего в себе возможность перерастания в собственно художественное сознание.
Но если бесспорно, что процесс формирования художественного способа мышления получает значительное развитие уже в лоне фольклорной культуры, то равным образом не может подлежать сомнению, что он завершается вне ее. Как бы ни трансформировалась историческая поэтика фольклора, она неизбежно несет в себе черты переходности от мифического мышления к мышлению художественному. Различие между мифической и художественной образностью является, следовательно, существенным моментом диалектики самого фольклора.
← Мифология как способ мышления и миросозерцания | Принадлежность мифа к фольклорной культуре → |
---|