Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Сложная модуляция

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Эта особенность не может рассматриваться в качестве специфически московской. Сходные изменения в облике и силуэте улиц появляются в молодой столице империи и ее крупнейших городах - Риге, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Краснодаре. На рубеже XIX-XX вв. географическое пространство распространения описанного приема еще обширнее - центральные районы почти всех губернских городов, крупных уездных.

Сложное многоголосие отличает их от окраинных улиц, застроенных, как правило, свободно стоящими деревянными домами в один-два этажа, в основном сохраняющими геометризм объемов и плоскостность фасадов.
К особенностям Москвы принадлежит обусловленная отношением к ней как средоточию русской национальной культуры распространенность гражданского строительства в русском стиле. Но главное, что при всей типичности делает Москву уникальным городом, наиболее полно выразившим общее для времени стремление к возрождению национальности в архитектуре, - реконструкция в русском стиле центра города. Существенную роль в этом сыграло и общепринятое в XIX в. представление о новом как продолжении и развитии уже существующего, которое предписывало вести строительство в соответствии со сложившейся на улице, в районе или городе стилистикой. Особенно строго соблюдалось это правило в районах с уникальной исторической застройкой, тем более относимой к разряду не просто исторического памятника, а национальной святыни. Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в Москве второй половины XIX в.
Событием, непосредственно предваряющим начало нового этапа работ по возвращению Москве «русского» облика, стала организованная в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете Политехническая выставка. Приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, она подводила итог двухвековому развитию России по пути европеизации и одновременно первому десятилетию ее развития после отмены крепостного права. Ее павильоны, исполненные в русском стиле из дерева и стекла или, как Морской павильон, из металла и стекла, размещались в Кремле, Александровском саду, на Кремлевской набережной, а открытый по случаю выставки Народный театр - на Варваринской площади (ныне Ногина). Они явились первой в послепетровской России, хотя и временной крупномасштабной попыткой возвращения национального облика гражданским зданиям за пределами кремлевских стен.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Принадлежность мифа к фольклорной культуре

Ограничиться простой констатацией принадлежности мифа к фольклорной…

Мыслительные операции

Наблюдения первых музыкальных этнографов, к примеру, заставших во…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…