Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Эта особенность не может рассматриваться в качестве специфически московской. Сходные изменения в облике и силуэте улиц появляются в молодой столице империи и ее крупнейших городах - Риге, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Краснодаре. На рубеже XIX-XX вв. географическое пространство распространения описанного приема еще обширнее - центральные районы почти всех губернских городов, крупных уездных.
Сложное многоголосие отличает их от окраинных улиц, застроенных, как правило, свободно стоящими деревянными домами в один-два этажа, в основном сохраняющими геометризм объемов и плоскостность фасадов.
К особенностям Москвы принадлежит обусловленная отношением к ней как средоточию русской национальной культуры распространенность гражданского строительства в русском стиле. Но главное, что при всей типичности делает Москву уникальным городом, наиболее полно выразившим общее для времени стремление к возрождению национальности в архитектуре, - реконструкция в русском стиле центра города. Существенную роль в этом сыграло и общепринятое в XIX в. представление о новом как продолжении и развитии уже существующего, которое предписывало вести строительство в соответствии со сложившейся на улице, в районе или городе стилистикой. Особенно строго соблюдалось это правило в районах с уникальной исторической застройкой, тем более относимой к разряду не просто исторического памятника, а национальной святыни. Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в Москве второй половины XIX в.
Событием, непосредственно предваряющим начало нового этапа работ по возвращению Москве «русского» облика, стала организованная в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете Политехническая выставка. Приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, она подводила итог двухвековому развитию России по пути европеизации и одновременно первому десятилетию ее развития после отмены крепостного права. Ее павильоны, исполненные в русском стиле из дерева и стекла или, как Морской павильон, из металла и стекла, размещались в Кремле, Александровском саду, на Кремлевской набережной, а открытый по случаю выставки Народный театр - на Варваринской площади (ныне Ногина). Они явились первой в послепетровской России, хотя и временной крупномасштабной попыткой возвращения национального облика гражданским зданиям за пределами кремлевских стен.
← Сходные изменения в облике и силуэте улиц | Построенное четверть века → |
---|