Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Однако если сооружение общественных зданий того или иного назначения: театров, музеев, больниц, просветительных или благотворительных учреждений - осознается как факт национальной культуры, они также возводятся в русском стиле. Увеличение размеров и этажности домов сопровождается распространением многообъемности и силуэтности композиции.
В этом независимо от «стиля» того или иного здания нельзя не видеть возрождения широко понятого наследия древнерусского зодчества с присущей ему живописной картинностью. На фасадах появляются массивные эркеры, венчания в виде куполов, башен, шатров, палаток. Обретает вторую жизнь популярный в классицизме прием выделения угловых частей здания (скругленные углы, куполообразные и башнеобразные завершения). Объемные формы своей размерностью контрастируют с плоскостностью фасадов, мелкой масштабностью и частым расположением украшенных богатым декором окон. Создается сложный ритм по-разному взаимодействующих между собой и друг с другом разномасштабных, расположенных с разной периодичностью форм. Мелкомасштабные элементы фасадов соответствуют размерам отдельного дома. Это мир частного человека, который входит во взаимодействие с более крупным масштабно общественным парадным пространством города. Самые крупные элементы многоэтажных домов создаются в расчете на организацию городского пространства, где фасады отдельных зданий сливаются в грандиозное целое фасада улицы. Сложная модуляция его композиции, создаваемая несколькими разномасштабными рядами, рассчитана на разные радиусы действия: мелкий, соразмерный относительно небольшим размерам зданий или его членений, второй, переходный; третий, соотнесенный с пространством улицы, оформленным фасадами выходящих на красную линию зданий.
← Сложная модуляция | Храм Христа Спасителя → |
---|