Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Аналогична причина «разностильности» корпусов расположенной поблизости бывшей аптеки Ферейна. В конце Никольской улицы неподалеку от башни Китайгородской стены и церкви Владимирской Божьей Матери сооружается часовня Пантелеймона (А. С. Каминский).
Вместе с куполом бывшего Лубянского пассажа (И. Г. Кондратенко) эти здания создавали выразительную систему вертикалей, в панораме и силуэте которой органично сосуществовали, перекликаясь, дополняя и вторя друг другу, разновременные сооружения в русском стиле: здание Московского купеческого общества (Б. В. Фрейденберг), Политехнический музей, часовня - памятник гренадерам, павшим при взятии Плевны (В. О. Шервуд). Башенка на южном фасаде музея, шатер памятника, башня Ильинских ворот и главы жемчужины русского зодчества конца XVII в. церкви Николы Большой крест создавали второй с восточной стороны Китай-города сгусток вертикалей, подчеркивающих парадность восточного фасада московского центра. Роль его резко возросла в середине XIX в., после того как на восточной окраине Москвы сформировалась Каланчевская (ныне Комсомольская) площадь с тремя вокзалами, а на юго-восточной окраине Москвы появились еще два вокзала - Нижегородский (позднее Нижегородское, затем Горьковское направление Курского вокзала) и Курский.
Из особенностей Москвы второй половины XIX в. следует назвать превращение Китай-города в московский «сити» с присущими только ему пространственно-планировочными особенностями и специфическим обликом складских и конторских зданий - обилие огромных витринных окон, внутренних проездов, металлических галерей с ведущими на второй этаж красивыми металлическими лестницами.
Подобного рода «сити», кроме Москвы, получили распространение в приволжских городах: Нижнем Новгороде, Городце. Там тоже они заняли место бывшего посада у подножия Кремля, но связь с рекой, ее пристанями выражена более определенно.
← Театральный проезд | Сходные изменения в облике и силуэте улиц → |
---|