Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
Характерная для древнерусского зодчества традиция вынесения к реке вертикалей, особенно храмов, была изначально, с момента основания города, заложена в его структуру и облик. Благодаря этому панорамы Невы обрели особую живописность, берега, разделенные могучей полноводной рекой, - композиционное единство, подчеркнутое перекличкой расположенных по обе стороны водной глади вертикалей.
Система вертикалей центрального ансамбля Петербурга восходит к петровскому времени - колокольня и купол собора Петропавловской крепости, Троицкий собор, стоявший на месте нынешней мечети напротив Петропавловского собора, башня Кунсткамеры на правом берегу Большой Невы, башни Адмиралтейства и Исаакиевского собора на левом. Середина и вторая половина XIX в. подхватывают тему, развитие которой идет в направлении устья Невы.
В середине XIX в. по проекту К. А. Тона возводится церковь Благовещения на новой предмостной площади близ первого постоянного моста через Неву - Николаевского (ныне лейтенанта Шмидта; не сохранилась), на самом мосту - Николаевская часовня (А. И. Шта-кеншнейдер, не сохранилась). На исходе второй половины XIX в. на Николаевской набережной (ныне набережная лейтенанта Шмидта) по проекту братьев Косяковых сооружается подворье Киево-Печерской лавры с величественной церковью Успения.
Накануне первой мировой войны на противоположном берегу ниже по течению был поставлен храм - памятник морякам, павшим в войне 1904-1905 гг. с Японией, по облику напоминавший Димитровский собор во Владимире (М. М. Перетятко-вич); в конце Большого проспекта Васильевского острова - церковь Милующей Божьей матери (В. А. Косяков, Д. К. Пруссак, 1889-1898).
По мере роста города последовательно и целеустремленно ведется работа, направленная на создание характерных для национальной архитектурной традиции панорам и силуэта города, открывающихся со стороны Финского залива, по течению многочисленных рек и каналов.
← Мировоззренческие аспекты | Вторая половина XIX в. → |
---|