Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
В особенностях петербургской символики во второй трети - второй половине XIX в. отчетливо проявились две тенденции. В словесных и изобразительных искусствах господствует эсхатологический вариант: идея обреченного, построенного на воде и болоте города, поглощаемый водой камень.
Осмысляемая так борьба стихии и культуры завершается победой стихии, победой воды. М. Ю. Лермонтов любил изображать вид разъяренных волн, над которыми возвышается венчание Александровской колонны.
В «Русских ночах» В. Ф. Одоевского вода и камень меняются местами; Петербург - это камень на воде, вода была до камня и будет после него . Для Ф. М. Достоевского, как и для Одоевского, Петербург - самый вымышленный город, город без корней, без почвы. Сверхзадачей архитектуры XIX в. становится укоренение Петербурга в почву русской культуры и русской истории; средством - строительство храмов в русском стиле и сооружение памятников людям, олицетворяющим русскую историю и немыслимым вне Петербурга.
Мировоззренческие аспекты, представлявшие во второй половине XVIII- первой трети XIX столетия второстепенные с точки зрения бытовавшей тогда иерархии ценности, могли получить выражение лишь в одном типе архитектурного творчества - парке дворянской усадьбы.
Во второй половине XIX в. они достигают полноты развития и находят выражение в интерпретируемом как произведение градостроительного искусства городе со всеми функционирующими в его сфере типами архитектурного творчества.
← Середина и вторая половина XIX в | Политика придания национального облика молодой европейской столице → |
---|